Перейти к основному содержанию

Главная      От маршруток - к частным предприятиям

От маршруток - к частным предприятиям

В Ульяновской области создано объединение работников коммерческого пассажирского транспорта "Наш город".

Это стало возможным после конференций по рассмотрению состояния транспортной отрасли, проведенных в правительстве Ульяновской области в июне и июле этого года, и встречи с губернатором Сергеем Морозовым.

О перспективах развития пассажирского коммерческого транспорта рассказал корреспонденту "НГ" исполнительный директор Ульяновского территориального объединения работодателей "Наш город" Виктор Сидоренко.

Этапы

Сидоренко провел ретроспективный анализ взаимодействия транспортного бизнеса и властей за последние четыре года.

2001 год - наиболее сложный период становления коммерческого общественного транспорта. Именно тогда "маршрутчики" были легализированы после проведения конференции на тему "Пути улучшения перевозки пассажиров коммерческим транспортом". Произошел прорыв, за несколько месяцев количество маршрутов увеличилось с пяти до 30-ти, машин - со 100 до 300.

2002 год - борьба со сложной и запутанной административной системой открытия и согласования маршрутов. К чести властей, произошли изменения к лучшему, и уже к 2003 году качество оказываемых услуг резко улучшилось. Регистрация, контроль технического состояния, учеба водителей, графики работы и многое другое - все это превратило "челноков за рулем" в производства по перевозке пассажиров. Успехом сотрудничества бизнеса и власти явился вступивший в силу в 2003 году областной Закон "О едином налоге на вмененный доход". Нормальные налоговые ставки помогли развитию услуг, предоставляемых перевозчиками. Главное же достижение - заключение негласного соглашения об общественно полезном партнерстве.

2004 год - пик развития коммерческого транспорта и начало его стагнации. Перенасыщение рынка, высокая конкуренция, рост прямых производственных затрат, падение доходности. Одним словом, нужна новая стратегия развития. Как говорит Сидоренко, коммерческий транспорт выполнил рыночную задачу - удовлетворил спрос на услугу большей части населения, занял нишу, потерянную государством, - "наехал" на отсутствие перспектив и остановился.

По его словам, на нынешнем этапе не столько недостаток бюджетных средств, сколько отсутствие экономически обоснованной региональной политики развития транспортной отрасли, а также неудовлетворительный уровень менеджмента на государственных и муниципальных предприятиях являются причиной бедственного положения транспортной отрасли в целом. Вывод - нужно искать новые формы.

Как вариант

Сидоренко считает, что коммерсанты не должны считаться временщиками и шабашниками:

- Слово "маршрутчик" стало ругательным. Налоговики считают их ворами, санитарные врачи - главным источником загрязнений. Уже договорились до того, что перевозчики - олигархи: имеют коттеджи, иномарки, нянь и отправляют жен и детей в Швейцарию. Я пять лет наблюдаю за этими "олигархами". У них мозоли не только на руках, но и, можно сказать, на глазах! 5 000 человек стали зарабатывать на кусок хлеба - вот и весь навар. Даже те, кто сумел накопить и вложить деньги в несколько машин, спать спокойно не могут. Бизнес их из числа высокорискованных и малорентабельных.

Чего стоит кампания по упорядочению остановок, на которых - и только на них (!) - должны высаживать пассажиров перевозчики! Военный коммунизм?

Регулировать можно и экономическими методами. Отдайте, например, по конкурсу право на перевозку на пять, а лучше на 50 лет, и два поколения будут вкалывать, вкладывать деньги да еще и молиться на вас! Не только таблички, но и заездные карманы будут делать, дороги ремонтировать, остановочные павильоны и навесы. Бизнес начнут строить! Конечно, отдавать нужно с обязательствами и частью бюджетных средств на перевозку пассажиров, на обустройство дорог, на покупку автобусов, частью земли под остановки и площадки отстоя. На каждый рубль от власти частник свои десять отдаст. Это закон жанра, так во всем мире делают: власть заказывает услугу, поддерживает и регулирует исполнение.

Прорыв

Коммерческий транспорт накопил большой административный, производственный и технологический опыт по организации транспортных услуг. Он помог городу решить до недавнего времени острейшую социальную проблему - перевозку населения. Сегодня перед ним стоят другие задачи - в частности, повышение качества предоставляемых услуг, безопасности дорожного движения. В целом это должно выразиться в создании полноценных автотранспортных коммерческих предприятий.

Первый серьезный шаг в этом направлении сделан. Перевозчики заинтересованы в сотрудничестве с властями, готовы взять ответственность на себя. В состав объединения вошли наиболее крупные и опытные предприниматели. Общий парк машин составляет 800 автобусов. Количество работающих - около двух тысяч человек. Цели и задачи объединения - развитие социального партнерства с органами государственной власти и органами местного самоуправления, обеспечение участия работодателей в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-экономических отношений.