Дорожных хамов надо воспитывать штрафами!
Главная причина пробок и аварий неуважение участников дорожного движения друг к другу
КОГДА водители автомобилей и пассажиры автобусов, троллейбусов и маршруток в голос ругают пробки, они, как правило, вспоминают о плохих дорогах, неработающих светофорах, нехватке развязок. То есть обо всем, кроме главного, - о том, что на трассе нужно быть вежливыми и соблюдать Правила дорожного движения. А между тем это и есть одна из основных причин автомобильных заторов в нашем городе.
Два города - две культуры
Пару лет назад корреспондент "Смены", находясь в Калининграде, был очень сильно удивлен отсутствием в этом городе пробок на дорогах. Казалось бы, на узеньких улочках средневекового Кенигсберга, где с огромным трудом могут разъехаться два автобуса, пробки должны быть явлением естественным. Но жители Калининграда еще не разучились быть вежливыми.
Типичная для Петербурга ситуация, когда автомобилисты несутся по "зебре", вовсе не обращая внимания на собирающихся переходить на другую сторону улицы пешеходов, для самого западного города России - нонсенс. Поэтому там никто не удивляется, когда глубокой ночью человек переходит дорогу - пусть даже в неположенном месте, а припозднившийся автолюбитель терпеливо ждет, пока он покинет проезжую часть.
Каждый водитель мнит себя Богом
- Отношения водителей и пешеходов в нашем городе похожи на отношения большого начальника и самого младшего клерка, - говорит социолог Георгий Володин. - В сознании автомобилистов твердо укрепилась мысль, что они хозяева на дороге, поэтому могут диктовать свои условия. К сожалению, эта уверенность возникла во многом из-за того, что сотрудники Госавтоинспекции не обращают внимания на многочисленные нарушения правил автомобилистами по отношению к пешеходам и друг к другу. Если бы дорожных хамов строго штрафовали, например, за то, что они не пропускают пешеходов или оставляют свои машины в неположенном месте, они бы с большим почтением относились к тем, кто ходит пешком. Ничто так не заставляет ездить по правилам, как уменьшение денег в собственном кармане!
Кстати, оставленные в неположенном месте автомобили - одна из восьми причин, больше всего раздражающих пешеходов. Кроме этого их раздражает то, что, поворачивая на перекрестке, автолюбители, как правило, нарушают ПДД и не пропускают пешеходов, переходящих дорогу на зеленый свет. Особое возмущение у пешеходов вызывают водители, носящиеся по дворам, и автомобилисты, едущие по тротуару и при этом еще сигналящие и требующие дать им путь.
Возвращаться ли к штрафным талонам?
- Главная проблема в отношениях водителей и пешеходов - вовсе не хамство само по себе. Главное - что и те, и другие не считают невежливыми свои поступки, обвиняя в хамстве противоположную сторону, - , говорит психолог Валентин Цаплин. - Нужно с малых лет приучать детей к тому, что на дороге необходимо вести себя цивилизованно. Если уделить этой проблеме хоть капельку внимания, уже через пару поколений наши водители станут спокойнее и сдержаннее. Государство должно всерьез над этим задуматься, ведь каждый год под колесами автомобилей гибнет много детей. У ребенка хватает терпения простоять на краю дороги не больше 15 секунд, после этого он начинает выискивать момент, когда ее можно перейти или перебежать. А водители несутся, не глядя по сторонам.
Похоже, единственно возможным решением проблемы хамства на дорогах сегодня может стать возврат к советской системе талонов. Нарушил правила - получи прокол. Три прокола - переэкзаменовка. Может быть, хоть такие меры заставят автолюбителей соблюдать Правила дорожного движения и начать хоть немного уважать пешеходов.