ДОРОГИ И НАПРАВЛЕНИЯ
В условиях разграничения полномочий между разными уровнями власти Ленинградской области рассчитывать на существенную помощь сверху не приходится.
О путях-дорогах у нас любят поговорить, потому что они плохи. Гостя прежде всего спрашивают: как добрался? К сожалению, ситуация выправляется медленно. Кому-то важно видеть Россию бездорожной. Неспроста же за последние пять лет финансирование дорожного хозяйства страны сократилось почти втрое.
Остроту этой проблемы наиболее остро ощущают, пожалуй, сами водители. К примеру, по данным службы безопасности дорожного движения, четверть всех ДТП в Ленинградской области в прошлом году произошла из-за плохого качества дорожного покрытия. Исполнительные и законодательные органы власти субъекта встревожены быстро ухудшающимся состоянием автотрасс. Областные законодатели, например, посвятили этой наболевшей проблеме свои недавние депутатские слушания.
Серьезнейшей причиной ускоренного износа асфальта и грунтов наряду с дефицитом средств на ремонтно-восстановительные работы стал быстрый экономический рост региона. Один из показателей этого подъема - постоянно возрастающие транспортные потоки на его территории. Статистика свидетельствует, что в прошлом году автотранспортом по областным дорогам перевезено более 5 млн. тонн грузов. За этот же период грузооборот увеличился более чем на 6 процентов.
Естественно, такое движение оказывает разрушительное воздействие на дорожное полотно. С каждым годом требуется все больше средств на его восстановление. А субъекту приходится не только ремонтировать, но и строить новые важные трассы такие, например, как обходные дороги вокруг Выборга и Луги. Необходимы большие дополнительные ассигнования, которых нет в бюджете Ленинградской области.
До нынешнего года в субъекте действовал Территориальный дорожный фонд, позволявший аккумулировать ряд целевых налоговых поступлений. В результате на строительство и ремонт дорог ежегодно удавалось расходовать от 1,1 до 1,3 млрд. рублей. Причем прослеживалась вполне очевидная динамика увеличения поступающих в фонд средств.
После ликвидации Федерального дорожного фонда, принятия Налогового кодекса источники бюджетного финансирования дорожного хозяйства изменились. Той же Ленинградской области приходится изыскивать эти средства в общей сумме собственных доходов, и это при годовом бюджетном дефиците в 1 - 1,3 млрд. рублей. Нельзя не учитывать и то, что основные финансовые ресурсы субъект вынужден концентрировать на реализации важнейших социальных проектов: повышении зарплаты бюджетников до уровня прожиточного минимума, поддержки льготников, их лекарственном обеспечении, повышении уровня социальной защищенности малообеспеченных категорий населения.
В социальную сферу в нынешнем году при планируемых доходах бюджета на уровне 23 млрд. рублей будет направлено только из областного бюджета 8,8 млрд. рублей. И это, как оказалось, еще не все. Корректирующие расчеты специалистов областного комитета финансов показали: расходы социального характера предстоит еще существенно увеличить. Скажем, ожидаемое с осени увеличение размера МРОТ до 800 рублей потребует дополнительного финансирования в сумме около 100 млн. рублей. А состоявшаяся незапланированная передача на региональный уровень с федерального 49 профтехучилищ может "потянуть" на 550 - 600 млн. рублей.
В столь напряженной ситуации субъекту пришлось урезать свои собственные расходы по ряду отраслей, в том числе и по дорожному хозяйству. В бюджете региона в дорожное хозяйство в нынешнем году удалось заложить лишь 881 млн. рублей, то есть меньше, чем в последние годы. Реальные же потребности как минимум вдвое больше этой цифры.
Сейчас власти пытаются увеличить объемы дорожного финансирования путем изменения ставок транспортного налога. В комитете по дорожному хозяйству и транспорту полагают, что это позволит дополнительно привлечь в казну 100 - 120 млн. рублей. Однако ожидаемая прибавка не позволит кардинально улучшить ситуацию.
Конечно, есть еще надежда на федеральную помощь. Однако ясно, что Центр, выделяя средства, озабочен прежде всего строительством и ремонтом федеральных автотрасс, проходящих по территории субъекта.
Что же достается самой области, имеющей сеть дорог территориального подчинения протяженностью 10 тыс. км? В 2002 году Центр выделил ей на дорожное хозяйство субвенции и субсидии на сумму 519 млн. рублей. А дальше объем помощи только уменьшался. В 2002 году он составил 469,4 млн. рублей, в 2003-м - 353,4 млн. рублей, в 2004-м - 190 млн. рублей. Наконец, запланированная на нынешний год федеральная поддержка областного дорожного хозяйства составит 150 млн. рублей, хотя региональное правительство просило Минфин РФ предоставить 600 млн. рублей на эти цели.
Сейчас в Ленинградской области готовится проект регионального закона о целевых дорожных фондах. Некоторые депутаты считают их ликвидацию в стране ошибкой и предлагают отстаивать свою позицию в федеральных органах власти, в том числе через своих представителей в Госдуме и Совете Федерации. Какой ход будет дан этому предложению, сказать сложно.
Зато нелишне вспомнить иные времена. Молва приписывает Наполеону такую фразу: "В России нет дорог - одни направления". Очень не хочется верить в то, что спустя почти 200 лет она все еще не потеряла своей актуальности.