ГРИМАСЫ БЕЗДОРОЖЬЯ
Время курсирования трамваев и троллейбусов в Саратове сокращено до 15 часов в сутки. Припозднившиеся пассажиры, в том числе и с оплаченными месячными проездными, вынуждены добираться до дома на маршрутках.
Хрестоматийные беды России в Саратове приумножены в геометрической прогрессии.
Какому россиянину не ведомы две известные беды нашей страны! Как ни пытается она избавиться от них, но ни та, ни другая не позволяют ей вырваться на просторы европейской цивилизации. Да еще тянут назад, чуть ли не к феодализму, когда одной из этих бед, то бишь дорог, и вовсе не было.
А в Саратове они до сих пор чуть ли не в средневековом состоянии. Трассы плошают, средств на их ремонт недостаточно. В этом году денег изыскано в три раза меньше, чем пять лет назад, и их хватит лишь на ремонт 65 километров дорог. Про строительство новых можно не заикаться. Однако благодаря стараниям градоначальников к двум извечным бедам присоединились новые, специфические.
Так, с начала нынешнего года Саратов охватила безудержная светофорная лихорадка. В одночасье ежедневно стали затухать по 40 электронных регулировщиков из 148 установленных. Одинаковым цветом три сияющие или мигающие глазницы внесли сущий переполох в движение. Призывать к лечению светофоров "дядю Степу" бесполезно. Ибо порче техники поспособствовала мэрия, предпринявшая попытку вытеснить с регулировочно-разметочного рынка подчиняющееся только МВД РФ государственное специализированное монтажно-эксплуатационное подразделение (ГосСМЭП). Все права на техническое обслуживание и установку светофоров, разметку улиц мэрия передала муниципальному предприятию "Жилкоммунтехника". Его наделили соответствующим правом и шестью миллионами рублей из городского бюджета.Где сейчас эти деньги и были ли они использованы по назначению, завышались ли расценки на обслуживание и материалы, пристально изучает областной УБЭП. Но эти вопросы генеральный директор ГосСМЭП Сергей Шадури рассматривает еще и в ином аспекте - обеспечения безопасности дорожного движения:
- Однажды внимание наших специалистов привлекли лица, копающиеся в светофорах. Оказалось, работники "Жилкоммунтехники" ведут так называемое обслуживание. Мы проверили качество выполненных работ и пришли в ужас: замененные блоки абсолютно не гарантировали нормальную регулировку. Число ДТП в городе возросло более чем наполовину. Пытаясь остановить эту вакханалию, мы обратились в прокуратуру и суды, которые поддержали нас. Однако мэр Юрий Аксененко не подписывает с нами договор и не перечисляет денег на обслуживание светофоров.
Еще большую изобретательность в заботе о жителях города проявил начальник муниципального предприятия "Саратовгорэлектротранс" Геннадий Кочетков. Он распорядился сократить время курсирования трамваев и троллейбусов до 15 часов в сутки, перевести их с трехсменной на односменную работу. Теперь они официально ходят только до девяти вечера. Одним словом, комендантский час! Припозднившиеся пассажиры, в том числе и с оплаченными месячными проездными, вынуждены добираться до дома на маршрутках.
Поначалу ущемленные в своих правах граждане пытались жаловаться самому Кочеткову, в мэрию и председателю постоянной профильной комиссии гордумы, которым является... Кочетков. Однако на справедливые жалобы руководители горадминистрации и электротранспорта в насмешку приглашали их идти работать водителями, коих в городе недокомплект.
Как и пассажиров, здесь просто "кинули" всех водителей трамваев и троллейбусов, а также кондукторов. Под предлогом войти в положение своего предприятия их обязали постоянно работать по 12 часов. Такая кабала еще больше утомляет водителей на маршрутах, снижает их реакцию и создает повышенную угрозу безопасности движения.
Этот административный произвол водители и профсоюзная организация предприятия молча проглотили, и кадров, конечно, не прибавилось. Настоящие профессионалы бегут в трамвайно-троллейбусные парки других городов или меняют специальность. А безмерно находчивый Кочетков закрыл два троллейбусных маршрута от железнодорожного вокзала и грозится укоротить или ликвидировать часть трамвайных - работать там все равно некому.
Но и это, как говорится, еще не все.
- Браток, помоги машину вытащить! - просит водитель сильно перекошенной на один бок легковушки. - Не разглядел в темноте открытый колодец...
С трудом выкатив зависший над колодезной пропастью одним колесом автомобиль, я подумал, что любой прохожий может запросто очутиться в оставшихся без крышек канализационных люках и сточных коллекторах, каких на городских дорогах и тротуарах видимо-невидимо. Этой опасности пешеходы, водители и работники предприятия "Водосток" подвергаются с тех пор, как воровство крышек стало доходным бизнесом злоумышленников. Под покровом ночи содрав очередной чугунный блин, они утром тащат его в многочисленные коммерческие пункты по приему металлов. Найти расхитителей канализационной собственности так же сложно, как и заткнуть образовавшиеся дыры новыми крышками.
Поэтому в "Водостоке" прибегли к радикальным мерам и вместо металлических люки стали затыкать деревянными крышками, а пользующиеся особым спросом массивные решетки ливневой канализации - наглухо приваривать к спрятанному под ними железному ободу. Дешево, сердито и ворам недоступно. Но где гарантия, что однажды ночью находчивые жулики не выйдут на улицы с автогеном?
Саратов