Тимур Габуев о дорогах, газете и о себе
Федеральную дорогу Москва-Волгоград тамбовчане уважительно называют бетонкой, главной дорогой области. И это на самом деле так. Вот уже несколько десятилетий "Каспий" (таково второе название автомагистрали) безотказно служит жителям не только Тамбовской, но и ряда других областей - Рязанской, Воронежской, Волгоградской. Почти 32 года назад в конце декабря 1973-го - приказом министра автомобильных дорог Российской Федерации было создано управление "волгоградки", которое с самого начала располагается в Тамбове. С юбилейного для управления года его возглавляет Т. Габуев. На прошлой неделе Тимур Владимирович встретился в редакции с журналистами "Тамбовской жизни", ответил на их многочисленные вопросы.
Встреча не была приурочена к какой-то конкретной дате. Хотя, как выяснилось, информационным поводом для нее могло бы стать тридцатилетие работы Тимура Владимировича в нашей области. Родившийся, выросший и получивший первое высшее образование в Северной Осетии, двадцатитрехлетний выпускник Горского сельскохозяйственного института с дипломом инженера-механика был направлен в июне 1975 года в Первомайский район Тамбовщины, где в течение более чем четверти века прошел путь от главного инженера и директора совхоза до руководителя (главы) администрации района.
С февраля 2001 года Т. Габуев занимал должность заместителя начальника управления автомобильных дорог Тамбовской области, реформированного впоследствии в управление транспорта и автодорог.
Встреча не походила на традиционное официальное мероприятие. Нет, это был непринужденный диалог гостя и хозяев, включавший в том числе и вопросы личного плана. Это были размышления Т. Габуева на профильные по роду его службы темы, о характере и роли газет в современной жизни, о собственных нравственных ориентирах. Размышления Тимура Владимировича вызвали интерес.
Основа развития.
Вы спрашиваете, что могут наши подразделения, в каком объеме финансируются выполняемые ими работы, какими возможностями располагает в этом плане государство. Прежде чем ответить конкретно, назвать цифры и факты, позволю себе высказать общее соображение.
Соображение (или, если годно, замечание), не претендующее на оригинальность, но тем не менее содержащее непреложную, подтвержденную мировой рактикой истину. Она, эта истина, в том, что без хороших дорог ни одна страна не может стать (или быть) благополучной в социально-экономическом плане. Можно сказать и по-другому: хорошие дороги - основа развития любой, не только нашей, страны. Тут все взаимосвязано: без надежных современных автомагистралей проблематично вести речь о крепкой экономике. С другой стороны, без такой экономики весьма сложно финансировать сооружение новых, капитальный ремонт, реконструкцию и содержание уже проложенных автодорог.
Автомагистраль, которая в зоне ответственности нашего управления, играет важную роль в автотранспортной сети страны. Она входит в состав коридора "Север-Юг", обеспечивающего связь Северо-Западного и Центрального экономических регионов России с Прикаспием, Закавказьем и Средней Азией. Так вот, важная часть основного направления развития автомагистралей, входящих в коридор "Север-Юг", - модернизация и реконструкция автомобильной дороги Мб "Каспий" (Москва-Волгоград). Протяженность ее в нашем ведении - более 900 километров. Эти километры включают 129 мостовых сооружений общей протяженностью около 10,4 тысячи погонных метров, в том числе 44 путепровода и 85 мостов. Собственно управленцев насчитывается 68 человек, а в содержании, капитальном ремонте и реконструкции различных участков дороги занято более тысячи рабочих и специалистов. Ежегодно организуем конкурсные торги на проведение работ.
Для содержания автомагистрали располагаем новейшей техникой немецкого, американского и отечественного производства. В последние годы замкнули, освоив, технологическую цепь зимнего содержания (уборка снега в считанные часы, внесение противогололедных материалов и т. д.). В точности соблюдаются требования по весенне-летнему содержанию. В этом году намерены первыми в России при капитальном ремонте дорог освоить вибро-резонансный метод разрушения цементно-бетонных покрытий. Когда автомагистраль строилась, бытовало основанное на тогдашних научных изысканиях мнение: цементно-бетонные покрытия якобы не требуют ремонта. Но по прошествии трех десятилетий с начала эксплуатации автомагистрали (отдельные же участки построены 40 лет назад) выяснилось: да нет, вовсе не идеальны эти самые цементно-бетонные покрытия, Образуются на них со временем и проломы, и провалы. В настоящее время самые опасные в эксплуатационном отношении на территории Тамбовщины - Селезневская и Мичуринская развилки, северный подъезд к Тамбову. Поэтому первейшей задачей считаем нейтрализацию эксплуатационной опасности на таких участках! имеющихся, кстати, не только в нашей области. В прошлом году отремонтировали отрезок пензенской автодороги протяженностью 20 километров. В этом году к ним прибавятся еще 4,5 километра. Нынче предстоит капитально обновить с применением новых технологий 21 километр "Каспия", отремонтировать 29 километров северного обхода Тамбова, дорогу по селу Покрово-Пригородное Тамбовского района.
Безотлагательная реконструкция и капитальный ремонт автомагистрали диктуются и возросшими нагрузками на нее. Нагрузка в расчете на одну автомобильную ось возросла в 2-2,5 раза, а интенсивность движения достигает 17 тысяч автомобилей в сутки. Значит, магистраль должна стать более прочной, надежной и безопасной. И тут уже конкретно отвечу на вопрос о наших возможностях и финансовом участии государства в их реализации. С высокой степенью обоснованности мы защитили наши инвестиционные потребности, подготовлена проектно-сметная документация, определены объекты работ. Можем осваивать до 6 миллиардов рублей в год. Недавно руководство федерального дорожного агентства назвало цифры: автодорожной отрасли страны в этом году выделяется из Стабилизационного фонда 40 миллиардов рублей, в том числе 22 миллиарда - на федеральные дороги. Но, увы, реального финансирования пока нет. И что делать? Искать частные инвестиции? Но должен сказать: наши дороги не привлекают пока частных инвесторов.
Где искать правду.
Прозвучал вопрос: что для вас "Тамбовская жизнь"? Отвечу: "Тамбовская жизнь" является для меня газетой, которая говорит правду. Я ей верю и уважаю ее. В своей правдивости она резко и выгодно отличается от всех других изданий, люди по праву считают "Тамбовку" главным печатным органом в области. Правда, в разные годы были в ней и публикации, которые нельзя, на мой взгляд, принять безоговорочно. Но это уже на совести отдельных журналистов.
А лично я стремлюсь помочь в распространении "Тамбовской жизни", поддерживаю ее. Когда пришел в управление, там выписывали "Тамбовку" в одном-единственном экземпляре. Теперь подписка в различных наших подразделениях в области составляет 322 экземпляра.
Принципы, которым не изменяют.
Вот спрашивают: не намерен ли я устремиться к какой-либо большей административной должности? Или вплотную войти в политику? Отвечаю: не намерен. Меня вполне устраивало и устраивает, удовлетворяло и удовлетворяет то, что делал и делаю. Должен сказать: после Первомайского района был приглашен на довольно значимую должность в Москву. Отказался, принял предложение губернатора О. Бетина поработать в области.
Коротко о своих принципах. Они таковы. Первый: нельзя поступаться совестью. Второй: твое дело должно быть полезным обществу, служить интересам страны. Это принципы, не подлежащие, как думается, пересмотру, принципы, следование которым определяет нравственную значимость, человеческую основательность любого из нас.
Евгений ГОЛОШУМОВ.