Перейти к основному содержанию

Главная      "ДОРКОМЭКСПО-2005": ГОРОД НОВОГО ВЕКА

"ДОРКОМЭКСПО-2005": ГОРОД НОВОГО ВЕКА

В седьмой раз Гостиный Двор и Васильевский спуск стали местом демонстрации самых передовых разработок в сфере коммунального и дорожного хозяйства. Наверное, если применить где-то в отдельно взятом городском районе все представленные здесь технологии и материалы, приборы и оборудование, мы могли бы воочию увидеть коммунальную цивилизацию завтрашнего дня. Будущее здесь можно было не только увидеть, но и потрогать руками...

Организаторами VII Московского международного форума дорожников, коммунальщиков и строителей "ДОРКОМЭКСПО-2005" выступили правительство Москвы и федеральные агентства - Росстрой и Росавтодор. Тематически он делился на три крупных сегмента: дорожно-мостовое хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, а также дорожно-строительная, коммунальная и специальная техника. Выступая на церемонии открытия, руководитель Департамента ЖКХиБ города Москвы Николай Павлов привел весьма впечатляющие данные. Участниками выставки стали 410 фирм, предприятий и организаций из 56 регионов России и 15 иностранных государств. Вице-мэр Валерий Шанцев заметил, что популярность выставки из года в год растет, увеличивается число ее участников.

- И многое из того, что было представлено на предыдущих выставках, - подчеркнул он, - уже внедрено в городском хозяйстве Москвы. А это самое главное.

Руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко тоже обратил внимание на растущее число участников выставки, которая, по сути дела, дает путевку в жизнь самым современным разработкам, помогает общению специалистов.

ВЕЧНЫЕ ТРУБЫ ДЛЯ ЦИФРОВОГО РАЙОНА

В огромной экспозиции, раскинувшейся под прозрачными сводами Гостиного Двора, весьма достойно были представлены столичные предприятия и фирмы, префектуры административных округов. В их числе, например, ГУП "Доринвест", которое активно внедряет новые технологии ремонта дорог, ведет закупки самой современной дорожной техники и обеспечивает ее сервисное обслуживание. Многопрофильная корпорация "СтройИнвестПроектМ" показала свои возможности в части повышения уровня безопасности дорожного движения. Различные виды термопластиков и красок для нанесения разметки предложило дорожникам ЗАО "НПП Технопласт". МГУП "Промотходы" поделилось опытом сбора, обезвреживания и переработки различных отходов, что весьма актуально с точки зрения экологии. Холдинг "Евротрубпласт" демонстрировал образцы своей продукции - полимерные трубы различного сечения и назначения. Гарантийный срок службы таких труб - полвека, им не страшна коррозия. А если учесть еще, что их сварка полностью автоматизирована и обходится сравнительно дешево, можно понять, почему продукция холдинга все шире применяется в городском хозяйстве столицы.

Создание автоматизированных систем управления жилищно-коммунальным хозяйством - еще одно ноу-хау, получающее в последнее время все большее распространение. ГУП "Диспетчерский центр Зеленоград" представило именно такую систему. Она обеспечивает координацию деятельности всех организаций, задействованных в сфере ЖКХ и благоустройства, позволяет оперативно взаимодействовать с дежурными и аварийными службами городского хозяйства, накапливает и анализирует данные о состоянии систем жизнеобеспечения, готовит материалы в ЕИРЦ для использования в расчетах с организациями - поставщиками услуг.

Проекты "Цифровой район" и "Электронный ДЕЗ" представил ЮВАО. Здесь в районе Жулебино впервые в Москве успешно применили единую цифровую систему передачи информации от всех зданий в целях обеспечения безопасности и учета ресурсов. Цель проекта - перевод обслуживания жителей на качественно новый уровень. Степень автоматизации такова, что потребовалась и принципиально новая система управления всеми процессами - "Электронный ДЕЗ". Вся программа модернизации рассчитана до 2006 года, но многое уже сделано.В некоторых городах мира тоже реализуются проекты муниципальных систем, основанных на цифровой передаче данных. Однако специалисты признают, что аналогов нашей разработке нет нигде в мире.

ЧТО МОСКВЕ НАДО?

После беглого знакомства с экспозицией нам удалось побеседовать с руководителем Департамента ЖКХиБ г. Москвы Николаем Павловым, который поделился своими впечатлениями от увиденного. И вот что он сказал:

- Известно, что у нас реализуются программы обеспечения безопасности жителей. Однако недоставало взаимоувязанных решений, чтобы адаптировать систему для всех территорий города. И вот сегодня здесь представлены наработки последних лет, которые позволяют создать именно целостную систему организации безопасности в наших жилых кварталах и микрорайонах.

Могу также сказать, что мы продвинулись в вопросах совершенствования лифтового хозяйства. На смену устаревшим лифтам, которые выпускались в прежние годы нашим традиционным монополистом - Карачаровским заводом, сегодня приходит другое оборудование, производимое Мослифтом и МосОтисом. Сами кабины поставляются в антивандальном исполнении, применены оптимальные решения в части управляющей автоматики.

Представлены здесь и наработки, касающиеся организации размещения приборов учета водо- и теплопотребления. Теперь уже решаются вопросы не только учета ресурсов, но и контроля их расходования. То есть мы вплотную подошли к решению задачи, которую поставил перед нами мэр столицы. А она состоит в том, чтобы каждый москвич точно знал, какой объем ресурсов он потребляет и сколько он должен за них платить.

Важно и то, что на выставке мы увидели современные технологии и более прочные материалы для строительства и ремонта дорог. Показаны не только машины, но и новые материалы для разметки дорог. В их числе, например, разметочная лента, которая укладывается прямо на горячий асфальт. А ведь раньше приходилось ждать дней десять, пока асфальт прикатается, и только после этого наносить разметку. Такая лента повышает долговечность разметки в два-три раза. Конечно, эти технологии найдут применение в нашем дорожном хозяйстве.

МОНСТРЫ И ГНОМЫ

На Васильевском спуске, прямо у стен Кремля, под жарким солнцем выстроилась дорожно-строительная, коммунальная и специальная техника. Здесь, на демонстрационной площадке "Доркомэкспо", было выставлено свыше двухсот машин самого разного назначения. Огромные дорожные машины - настоящие оранжевые монстры - соседствовали здесь с миниатюрными мотоблоками, предназначенными для работы во дворах и на газонах. Машины для скоростной уборки автомагистралей, большегрузные мусоровозы, автомобили с наборами сменного навесного оборудования, фрезы и экскаваторы, погрузчики и асфальтоукладчики - вот далеко не полный перечень типов представленной здесь техники.

Арзамасский завод коммунального машиностроения "Коммаш" представил целую гамму специальных машин. В их числе, например, каналопромывочные машины, предназначенные для очистки ливневых и канализационных труб от осадков и засоров струями воды высокого давления. Илососная машина способна быстро очистить канализационные колодцы. Завод выпускает еще и несколько видов мусоровозов на шасси отечественных автомобилей - ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Для сбора и перевозки жидких отходов и воды предназначены вакуумные машины. От двух до семи видов различного навесного оборудования могут нести на себе выпускаемые предприятием комбинированные дорожные машины. В 2002 году завод освоил серийное производство машины для содержания придомовых территорий ДКТ-705 на базе трактора ВТЗ. Агрегат имеет сменное плужно-щеточное оборудование, снабжен системой распределения сухих реагентов с электронной системой дозирования.

Безопасные газонокосилки для города предложило ООО "Структура-Тех". Базируется агрегат на отечественных мини-тракторах. СКБ "Крона" разработало эту модель газонокосилки специально по заказу Департамента ЖКХиБ г. Москвы. Она прошла сертификацию и сейчас успешно работает в столице и других городах страны. Одна такая машина заменяет восемь ручных газонокосилок. По мнению производителей, надежность и простота конструкции делают ее незаменимой в работе по содержанию зеленого хозяйства города.

Наш рынок достаточно агрессивно атакует зарубежная малая механизация - немецкая, итальянская и т.д. Это так называемые коммунальные агрегатоносители, двухколесные мини-трактора с целым букетом навесного оборудования - для уборки мусора и снега, обработки почвы, кошения газонов и т.д. Правда, импортная техника иной раз на порядок дороже отечественной. Стоит ли платить? Один из работающих на "Доркомэкспо" специалистов заметил по этому поводу:

- Да, импортная механизация гораздо выше по цене, но в конечном счете обходится потребителю дешевле. Она не только более удобна и эргономична, но и требует меньших затрат на обслуживание и ремонт. И служит в итоге дольше, а не один сезон, как это иногда случается с нашей техникой.

Понимаю, что такая точка зрения обидна для отечественного производителя. Но ответить можно только делом, технический потенциал для этого имеется.

В экспозиции были представлены и телевизионные системы для обследования труб и каналов. Они уже не воспринимаются как некая техническая экзотика, поскольку все шире применяются коммунальщиками на практике.

Здесь же, среди дорожных машин, встречаю старых знакомых. Под легким тентом расположился передвижной пункт сбора и сортировки ТБО, представленный некоммерческим партнерством "Центр экологических инициатив" (ЦЭИ). В прошлом году видел их систему в деле в Таганском районе. Несколько контейнеров и пресс, пакующий в аккуратные брикеты пластмассу и металлические банки, - вот, собственно, и все оборудование, место для которого найдется даже в небольшом дворе. О том, как идут дела, поведал сотрудник ЦЭИ Олег Никоноров:

- Продолжаем развиваться пока в пределах Таганского района. Ставим свои пункты сбора и прессования твердых бытовых отходов во дворах на улице Талалихина и поблизости от нее. Хочу подчеркнуть, что жильцам даже не обязательно самим сортировать отходы по фракциям, достаточно поднести его к нашим ящикам. Все остальное сделают наши рабочие.

Наверное, такие пункты действительно удобны и полезны. Вот только когда мы увидим их в каждом дворе?

МОСКВА ДИКТУЕТ ЦЕНЫ

"Доркомэкспо-2005" - это не только контракты на закупку техники и материалов. Очень обширной была и научно-деловая программа форума, которая включала в себя различные семинары, конференции и круглые столы. Тематика соответствующая: опыт регионов в модернизации ЖКХ, оптимальные технические решения в коммунальных сетях, перспективы производства дорожной и коммунальной техники, переработка отходов и многое другое. О двух таких мероприятиях стоит сказать подробнее.

Московский центр ценообразования в строительстве (МЦЦС) "Мосстройцены" провел обучающий семинар для подрядных организаций, посвященный опыту столицы в разработке расценок на работы и услуги в сфере ЖКХ. Судя по тому, что в зале почти не осталось свободных мест, тема была выбрана актуальная. Вот что сказала по этому поводу генеральный директор МЦЦС "Мосстройцены" Лариса Подгорная:

- Фактически мы делаем то, чего не делает никто в России. Вопрос ценообразования в ЖКХ в свое время "проспал" Госстрой. А мы еще за три года до объявления реформы ЖКХ приступили к разработке нормативов для данной сферы. В этом плане мы обеспечиваем расчеты по всему жилищно-коммунальному комплексу, по всем направлениям его деятельности - от дворов и подъездов до мостов и коллекторов. О них сегодня и будем говорить.

Именно Москве пришлось серьезно заняться вопросами ценообразования, поскольку здесь не первый год успешно развивается инвестиционный процесс. Кроме того, очень важно и то, что в Москве впервые применили единый методологический подход к разработке стоимостных показателей для системы ЖКХ в условиях начавшегося ее реформирования. Специально для программы "Мой двор, мой подъезд" разработали все нормативы по обслуживанию и содержанию дворовых территорий и подъездов. В новых документах учтены многие виды работ, в том числе ремонт малых архитектурных форм, пересадка деревьев, содержание снегосплавных пунктов и т.д. К настоящему времени "Мосстройцены" по заказу правительства города сформировали необходимую нормативно-сметную базу в виде справочников и электронного продукта. Здесь создали региональный справочник стоимости, который позволяет частному застройщику и инвестору, заказчику и подрядчику с высокой степенью точности определить стоимость любого строительства, ремонта, реставрации и технического обслуживания оборудования на любую календарную дату текущего года.

На семинаре прозвучал вопрос и о сфере применения этих нормативов. Как выяснилось, цены здесь увязаны с политикой. Заместитель генерального директора центра Татьяна Кочергина пояснила:

- Все документы, запрещающие применение наших строительных нормативов на территории Москвы для работ, финансируемых из федерального бюджета, не являются легитимными, так как они выпущены в виде писем. А на основании постановления федерального правительства такие документы не являются нормативными.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДОМА

Эффективное управление и эксплуатация зданий в современных условиях - так определили тему своего семинара специалисты Московского государственного строительного университета. Семинар больше походил на лекцию, сопровождаемую диаграммами, графиками и математическими выкладками. Тем не менее речь шла, в сущности, о сугубо практическом предмете. Так уж сложилось, что в жилищно-коммунальном хозяйстве до сих пор не выработаны единые критерии оценки качества выполнения тех или иных услуг. И этот пробел давно пора устранить.

Оказывается, на данный момент отсутствуют инструкции по технической эксплуатации зданий. А ведь плохая эксплуатация оборачивается частыми ремонтами и, соответственно, дополнительными затратами. Положение усугубилось и тем, что два года назад в ЖКХ отменили лицензирование, теперь предполагается сделать это и в строительстве. Вот как прокомментировал ситуацию проректор по дополнительному образованию МГСУ Виталий Касьянов:

- Прежде всего это возмутило проектировщиков. Представьте себе, что построенное здание разрушилось. Ни заказчика, ни подрядчика уже не найти - распустились организации. В роли стрелочника оказывается проектировщик, хотя причины происшедшего могут быть связаны со строительными нарушениями и неверной эксплуатацией.

Специалисты университета предложили свой алгоритм оценки и мониторинга технического состояния зданий и коммуникаций, позволяющий в оптимальные сроки проводить те или иные ремонтные работы. Основан он, в частности, на повторяемости аварий или отказов оборудования на тех или иных участках.

У Андрея Жолина, технического директора компании, занимающейся управлением и эксплуатацией зданий, поинтересовался, не показался ли семинар слишком академичным.

- Хотя вопросы подняты в теоретическом аспекте, - сказал он, - для меня, например, они важны. У меня есть профильная подготовка в сфере технической эксплуатации и экономики. Но в свое время, будучи еще студентом, несколько упустил математический аппарат. Сейчас наверстываю. Потому интересовался, где можно найти издания по этой проблематике.