Перейти к основному содержанию

Главная      ОДИНАКОВО ДЛЯ ВСЕХ

ОДИНАКОВО ДЛЯ ВСЕХ

ИНТЕРВЬЮ

На заседании 19 мая правительство приняло одобрительное решение по поводу целого ряда вопросов, регламентирующих деятельность автопромышленной отрасли. Решение кабинета министров нашли живейший отклик у автопроизводителей. На вопросы "Промышленного еженедельника" отвечает генеральный директор ОАО "Северсталь-Авто" Вадим Швецов.

- Кабинет министров высказывается за изменение законодательной базы. Минпромэнерго предлагает включать затраты на НИОКР, не давших положительных результатов, в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, а также сократить сроки отнесения этих затрат на НИОКР. Чиновники надеются, что это позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия отрасли, и, тем самым, даст им возможность привлекать дополнительные средства под инновационные и инвестиционные проекты, даст заводам возможность активнее проводить технологическое перевооружение. На Ваш взгляд, насколько актуальна в настоящее время такая инициатива? Будет ли она иметь то действие, на которое рассчитывают чиновники?

- Мы полностью поддерживаем эту инициативу. Очевидно, чтобы иметь возможность конкурировать на глобальном рынке в будущем российскому автопрому нужно будет в перспективе разрабатывать свои инновационные решения. Вслед за организацией в России производства современных автомобилей ведущих мировых автоконцернов и трансфертом в нашу страну лучшего мирового опыта и технологий, я уверен, через несколько лет встанет вопрос о создании в России новых мировых платформ и возможно автомобилей под новыми российскими брэндами. В частности, "Северсталь-Авто", приобретя необходимый опыт и знания в ходе реализации проектов по сборке иностранных моделей, будет заниматься созданием своей собственной модели. Тоже самое я уверен будет происходить и в производстве автокомпонентов. Поэтому налоговые льготы по НИОКР будут серьезным стимулом в этой работе.

- Правительство предлагает внести изменения в федеральный закон "О безопасности дорожного движения", в той его части, в который регламентируется ввоз, регистрация и эксплуатация техники. Кабинет министров вновь поднимает давно муссирующийся вопрос о запрете использования автомобилей с "правым" рулем и машине, не соответствующих природно-климатическим условиям. Не кажется ли Вам, что подобное предложение носит чисто экономический характер, что правительство просто кидает отечественным производителям очередную соломину в попытке хоть как-то поддержать заводы, снижающие темпы продаж машин на внутреннем рынке?

- Я думаю что речь идет прежде всего о создании на рынке равных условий для добросовестной конкуренции - это является ключевым фактором, определяющим инвестиционный климат в любой отрасли. Автомобильная техника, производимая в России и ввозимая в Россию должна в равной степени соответствовать действующим в стране техническим требованиям. Для того чтобы обеспечить равный подход ко всем участникам рынка и соблюдение действующим норм, в частности правостороннего движения, государство должно применять соответствующее регулирование. Однако для меня очевидно, что в вопросе "правового руля" Правительство не будет делать никаких резких движений - это слишком чувствительный вопрос для очень большого сегмента потребителей. Думаю, было бы правильно вводить ограничения в отношении правового руля только после того как на Дальнем Востоке будут созданы все необходимые условия для насыщения рынка за счет леворульной техники - а это может быть сделано в частности за счет создания в регионе тех же новых сборочных производств китайских или корейских автомобилей.

- Как отразится на внутреннем рынке предложение Минпромэнерго снизить порог запретительных импортных пошлин на иномарки с 7 до 5 лет (если оно будет одобрено и принято)? На Ваш взгляд, насколько необходима подобная инициатива?

- Давление на рынок подержанной автомобильной техники является серьезным фактором риска для всех инвесторов, реализующих проекты по производству автомобилей или созданию дистрибуторских сетей в России. Прирост подержанного импорта по итогам 2004 года составил порядка 20%. А по итогам I квартала 2005 года мы видим рост подержанного импорта на 45%! ! ! А в целом доля подержанных автомобилей на российском рынке по-прежнему достаточно велика и составляет порядка 24-25%. В данном случае речь идет о еще одном проявлении недобросовестной конкуренции, так как у подержанных автомобилей есть неограниченный резерв снижения цены и конкурировать с этим никак невозможно. Те же иностранные производители не понимают почему они должны сталкиваться на российском рынке с демпингом со стороны своих же моделей, но выпущенных несколько лет назад. Во всем мире подержанный импорт является вопросом жесткого регулирования со стороны государства. У нас же пошлины на подержанные машины в возрасте до 7 лет значительно ниже, чем на новые автомобили! ! ! Поэтому мы считаем, что Правительство должно решить эту проблему, как минимум уравняв стоимость растаможки новых и подержанных машин. Это позволит в большей степени переориентировать спрос в пользу новых машин и, соответственно, создаст дополнительные возможности для наращивания мощностей по производству автомобилей внутри страны.

***

РЕАКЦИЯ

Трудовой коллектив "ГАЗа" с одобрением воспринял очередные шаги Правительства РФ

Об этом заявил исполняющий обязанности председателя профкома ОАО "Горьковский автомобильный завод" Владимир Свешников. Он заметил, что даже понятие "отечественный производитель" (в которое включаются и иностранные компании, работающие на территории РФ) также абсолютно верно сформулировано министром промышленности и энергетики. На заводе и ранее заявляли о том, что открытие границ для крупных производителей автокомплектующих неизбежно приведет к значительному качественному и технологическому скачку во всей отрасли, в том числе, и на "ГАЗе".

Тем не менее, как заметил сотрудник одного из крупнейших столичных автосалонов, торгующих нижегородскими машинами, "завод ни в коем случае нельзя упрекнуть в лоббизме". Он подчеркнул, что "доля легкового ряда ОАО "Горьковский автозавод" на рынке Российской Федерации составляет всего порядка 5%. Это автоматически означает его неучастие в конкуренции с иномарками".

В то же время другой московский автотрейдер высказал мнение о том, что многотысячные коллективы предприятий отрасли, безусловно, не должны стать заложниками "истерический акций серых дилеров".