ОДИНАКОВО ДЛЯ ВСЕХ
ИНТЕРВЬЮ
На заседании 19 мая правительство приняло одобрительное решение по поводу целого ряда вопросов, регламентирующих деятельность автопромышленной отрасли. Решение кабинета министров нашли живейший отклик у автопроизводителей. На вопросы "Промышленного еженедельника" отвечает генеральный директор ОАО "Северсталь-Авто" Вадим Швецов.
- Кабинет министров высказывается за изменение законодательной базы. Минпромэнерго предлагает включать затраты на НИОКР, не давших положительных результатов, в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, а также сократить сроки отнесения этих затрат на НИОКР. Чиновники надеются, что это позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия отрасли, и, тем самым, даст им возможность привлекать дополнительные средства под инновационные и инвестиционные проекты, даст заводам возможность активнее проводить технологическое перевооружение. На Ваш взгляд, насколько актуальна в настоящее время такая инициатива? Будет ли она иметь то действие, на которое рассчитывают чиновники?
- Мы полностью поддерживаем эту инициативу. Очевидно, чтобы иметь возможность конкурировать на глобальном рынке в будущем российскому автопрому нужно будет в перспективе разрабатывать свои инновационные решения. Вслед за организацией в России производства современных автомобилей ведущих мировых автоконцернов и трансфертом в нашу страну лучшего мирового опыта и технологий, я уверен, через несколько лет встанет вопрос о создании в России новых мировых платформ и возможно автомобилей под новыми российскими брэндами. В частности, "Северсталь-Авто", приобретя необходимый опыт и знания в ходе реализации проектов по сборке иностранных моделей, будет заниматься созданием своей собственной модели. Тоже самое я уверен будет происходить и в производстве автокомпонентов. Поэтому налоговые льготы по НИОКР будут серьезным стимулом в этой работе.
- Правительство предлагает внести изменения в федеральный закон "О безопасности дорожного движения", в той его части, в который регламентируется ввоз, регистрация и эксплуатация техники. Кабинет министров вновь поднимает давно муссирующийся вопрос о запрете использования автомобилей с "правым" рулем и машине, не соответствующих природно-климатическим условиям. Не кажется ли Вам, что подобное предложение носит чисто экономический характер, что правительство просто кидает отечественным производителям очередную соломину в попытке хоть как-то поддержать заводы, снижающие темпы продаж машин на внутреннем рынке?
- Я думаю что речь идет прежде всего о создании на рынке равных условий для добросовестной конкуренции - это является ключевым фактором, определяющим инвестиционный климат в любой отрасли. Автомобильная техника, производимая в России и ввозимая в Россию должна в равной степени соответствовать действующим в стране техническим требованиям. Для того чтобы обеспечить равный подход ко всем участникам рынка и соблюдение действующим норм, в частности правостороннего движения, государство должно применять соответствующее регулирование. Однако для меня очевидно, что в вопросе "правового руля" Правительство не будет делать никаких резких движений - это слишком чувствительный вопрос для очень большого сегмента потребителей. Думаю, было бы правильно вводить ограничения в отношении правового руля только после того как на Дальнем Востоке будут созданы все необходимые условия для насыщения рынка за счет леворульной техники - а это может быть сделано в частности за счет создания в регионе тех же новых сборочных производств китайских или корейских автомобилей.
- Как отразится на внутреннем рынке предложение Минпромэнерго снизить порог запретительных импортных пошлин на иномарки с 7 до 5 лет (если оно будет одобрено и принято)? На Ваш взгляд, насколько необходима подобная инициатива?
- Давление на рынок подержанной автомобильной техники является серьезным фактором риска для всех инвесторов, реализующих проекты по производству автомобилей или созданию дистрибуторских сетей в России. Прирост подержанного импорта по итогам 2004 года составил порядка 20%. А по итогам I квартала 2005 года мы видим рост подержанного импорта на 45%! ! ! А в целом доля подержанных автомобилей на российском рынке по-прежнему достаточно велика и составляет порядка 24-25%. В данном случае речь идет о еще одном проявлении недобросовестной конкуренции, так как у подержанных автомобилей есть неограниченный резерв снижения цены и конкурировать с этим никак невозможно. Те же иностранные производители не понимают почему они должны сталкиваться на российском рынке с демпингом со стороны своих же моделей, но выпущенных несколько лет назад. Во всем мире подержанный импорт является вопросом жесткого регулирования со стороны государства. У нас же пошлины на подержанные машины в возрасте до 7 лет значительно ниже, чем на новые автомобили! ! ! Поэтому мы считаем, что Правительство должно решить эту проблему, как минимум уравняв стоимость растаможки новых и подержанных машин. Это позволит в большей степени переориентировать спрос в пользу новых машин и, соответственно, создаст дополнительные возможности для наращивания мощностей по производству автомобилей внутри страны.
***
РЕАКЦИЯ
Трудовой коллектив "ГАЗа" с одобрением воспринял очередные шаги Правительства РФ
Об этом заявил исполняющий обязанности председателя профкома ОАО "Горьковский автомобильный завод" Владимир Свешников. Он заметил, что даже понятие "отечественный производитель" (в которое включаются и иностранные компании, работающие на территории РФ) также абсолютно верно сформулировано министром промышленности и энергетики. На заводе и ранее заявляли о том, что открытие границ для крупных производителей автокомплектующих неизбежно приведет к значительному качественному и технологическому скачку во всей отрасли, в том числе, и на "ГАЗе".
Тем не менее, как заметил сотрудник одного из крупнейших столичных автосалонов, торгующих нижегородскими машинами, "завод ни в коем случае нельзя упрекнуть в лоббизме". Он подчеркнул, что "доля легкового ряда ОАО "Горьковский автозавод" на рынке Российской Федерации составляет всего порядка 5%. Это автоматически означает его неучастие в конкуренции с иномарками".
В то же время другой московский автотрейдер высказал мнение о том, что многотысячные коллективы предприятий отрасли, безусловно, не должны стать заложниками "истерический акций серых дилеров".