В наших пробках и мигалка не поможет
Для откровенного разговора о наших чудесных дорогах, а также о проблемах как автолюбителей, так и Госавтоинспекции к нам в редакцию пришел начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант милиции Виктор КИРЬЯНОВ
Можно ли победить пробки?
- Виктор Николаевич, извините за банальность: начнем с традиционного вопроса - что же нам с пробками делать? А то по Москве, например, ездить совсем невозможно стало.
- Всех это волнует. Но это - комплексный вопрос. Сегодня мы говорим о безопасности, о том, что социально-экономический ущерб от дорожных происшествий составляет 2, 5 % от внутреннего валового продукта. Исправить ситуацию можно в том числе и достойной организацией дорожного движения.
Недавно было наше совместное совещание с руководителями Москвы и Московской области. Похоже, попробуем ситуацию как-то "разрулить". Пути, по крайней мере, наметили. Мегаполис растет -ему необходимы новые развязки, дополнительные светофоры, разметки, удобные пешеходные переходы и т. д. А что получается сегодня: строятся огромные микрорайоны, а как в эти микрорайоны люди проедут, где будут оставлять свои автомобили?
- Может быть, у вас есть комиссия какая-то, которой вы бы сказали -нет, не строить этот микрорайон, потому что транспортная пробка гарантирована на 150 %?
- Нет, к сожалению, такой комиссии. Молчит по этому поводу закон. Сегодня ведь количество транспорта резко возросло, а законы остались прежними. Все же понимают, что по Ленинградке, например, вообще не проехать, и сколько по всей Москве еще таких мест? Ну что, давайте проще - ругать ГАИ?! Но места всех пробок-то нам известны. Ладно, я поставлю там еще 50 инспекторов... Но если из восьми полос в итоге остаются четыре, то даже полк инспекторов не поможет!
- А возможно ли каким-то образом хотя бы схему оформления ДТП упростить? Вот притерлись две машины, вокруг них пробка увеличилась, и стоят - ждут инспектора... А когда он пробьется к ним через эту пробку? Да никогда. На вертолете, что ли, прилетит?
- Да давно пора! Мы уже говорили о том, что хорошо бы "обменяться страховыми полисами и разойтись" , как происходит это в Европе, но пока не получается. Причем пробки - проблема уже не только Москвы, но и других городов-миллионников. А посмотрите, сколько проблем создают неправильно припаркованные машины. Ведь нет в Москве такой улицы, где с двух сторон, еще и в два ряда, не стояли бы автомобили! Кстати, о парковках... Сегодня мы одновременно говорим как о наказании за неправильную парковку, так и об организации нормальных паркингов. Чтобы, открывая какой-либо комплекс, куда пойдут люди, владелец сразу думал о том, где эти люди поставят свои машины!
Штрафы у нас -ниже некуда!
- А хитрости какие-то существуют? К примеру, в Америке есть такое правило: если человек в машине едет один, у него одна дорога, а если он подвозит еще четверых, то он едет коротким путем. И прочие ухищрения: четные номера въезжают по средам, нечетные - по пятницам и т. д. Как вы к этому относитесь?
- Положительно. Но, допустим, вы сегодня не можете заехать в центр. Значит, вы должны поставить машину на нормальной парковке у "границы" , и на работе не думать о том, что машину угонят или разберут. Кто-то должен отвечать за этот автомобиль. Государство? Наверное. Надо прорабатывать механизм.
- А об ужесточении наказаний для автолюбителей что скажете?
- А вы как думаете? Снизить?! И так - куда уж ниже. Судите сами, штрафы мизерные, причем даже за такие грубые нарушения, как, например, превышение скорости, выезд на встречную полосу. Про непристегнутый ремень безопасности даже не говорю, от него вообще отмахнулись. Хотя этот ремень столько жизней спасти может. Я вот в Париже был. В Лувр зашел. Так там в вестибюле стоят огромные плазменные экраны, и на них гоняют ролик: Шумахер садится за руль и аккуратно пристегивается. А потом говорит: если бы не пользовался ремнем безопасности, то, наверное, не стал бы чемпионом мира. В смысле - не дожил бы просто...
- Да, в этом мы с вами солидарны... У нас в редакции после аварии с Караченцовым целое движение возникло за то, чтобы пристегиваться.
- Не так давно принята поправка к Кодексу, и теперь за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования - административные санкции равносильны. Думаю, это существенно изменит ситуацию. Ведь за прошлый год задержали 1 миллион 200 тысяч пьяных водителей. А сколько мимо инспекторов проехали?!
Причем некоторые законодательные изменения по поводу усиления ответственности, например, за проезд на "красный" , по поводу обязательного применения детских сидений в автомобиле, внесли и поддержали сами представители субъектов Федерации.
Ситуация на дороге ведь складывается из трех факторов: машина, водитель, дорога. О дорогах наших и водителях вроде бы поговорили. Еще о машинах хотелось бы. А именно -об их техническом состоянии.
- Действительно, интересно. Кому же все-таки государство техосмотр отдаст?
- Поймите, вопрос совершенно в другом.
Главное - добиться того, чтобы каждый водитель добросовестно техосмотр проходил! И чтобы его автомобиль на протяжении всего пути был в технически исправном состоянии. Сейчас мнения такие появились (а попросту я говорю - нытье!), мол, запчасти дорогие, страховка дорогая и т. д. Да вы поймите, что сбитого пешехода или другого водителя, в которого вы врезались, совершенно не волнует, богатый вы или бедный! Раз решил, что тебе необходим автомобиль - значит, находи средства на его содержание!
Ну и все станции техобслуживания должны цивилизованными быть. Чтобы на них работали люди, которые могут хорошо обслужить автомобиль. Чтобы там были запчасти и чтобы вы знали, что они изготовлены на заводе, а не куплены где-то на "блошином рынке".
- Помнится, была хорошая идея намного повысить стоимость страховки для злостных нарушителей Правил дорожного движения.
- Идея не просто хорошая, а совершенно правильная. Должны действовать прежде всего экономические рычаги. Водителю должно быть невыгодно нарушать. Сейчас перед нами и страховщиками стоит одна общая задача - создание единой информационной базы данных. Сегодня злостный нарушитель может просто из одной страховой компании перескочить в другую. А если будет создана полная база, то, будь ты хоть в Москве, хоть во Владивостоке, на тебя запросили информацию и говорят: дорогой мой, а ты три раза по пьянке попадался в этом году и еще пять - за превышение скорости. Так что плати по максимальному тарифу, потому что страховой риск велик.
Как общаться с ГАИ
- Товарищ генерал, следующий вопрос мы не задать не можем. Как все-таки с инспекторами общаться? Прямо скажем - взятки имеем в виду. Причем мы с себя вины не снимаем: да, нарушаем. Но хотелось бы штраф за нарушение на месте отдать, получить от гаишника квитанцию и ехать дальше по своим делам, а не тащиться неизвестно куда в Сбербанк, а затем - обратно в ГАИ, чтобы копию платежки отвезти.
- Давайте разделим ответ на две части. Первое. Если мы говорим сегодня о нарушениях, то, конечно, я, как гаишник, говорю о том, что не надо нарушать. Давайте просто не будем по этим вопросам сталкиваться с инспектором. А то у нас с вами получается искаженное видение ситуации: мы говорим не о том, что не надо нарушать, а о том, как сделать жизнь нарушителя комфортнее, чтобы ему удобнее штраф было оплатить. Но уж если нарушили, то надо сделать наказание неотвратимым. Поверьте, "бежать в Сбербанк" - это не самое страшное. На Западе нарушители правил дорожного движения и улицы подметают, и заново обучение проходят, и заново водительский экзамен сдают. А то и в тюрьму на пару месяцев садятся.
Теперь второе - мздоимство. С взяточниками по-прежнему боремся. Выявляем - увольняем или сажаем безжалостно. Вы же сами говорите, что вам выгоднее прямо на месте заплатить. Нарушив, не ссылайтесь на то, что времени нет, опаздываете, на месте хотите разобраться. Не предлагайте - брать не будут.
- А некомплект в Госавтоинспекции есть?
- Есть, как и во всей милиции. К сожалению, в очереди на работу к нам не стоят, и те, кто нам нужен, к нам на работу не идут. Не устраивают и зарплата, и социальные гарантии. Но мы по мере сил пытаемся хоть что-то изменить. Сейчас практически все инспектора - офицеры. А это и статус, и обязательное высшее образование, и оклад все же повыше.
- Спасибо, Виктор Николаевич, за откровенные ответы. А как вы сейчас на службу обратно поедете? По пробкам, или мигалку врубите?
- Увы, мигалки в Москве не всегда помогают. Повторюсь: как вертолет, ни одна машина над пробкой не взлетит. И проезжую часть в иных местах расширять просто некуда. Хотя, конечно, в Москве строить больше развязок надо. Наверное, и федеральный центр должен средствами городу помочь, потому как - столица. Госавтоинспекция со своей стороны готова делать все возможное. А водителям могу посоветовать одно: не надо нервничать в дороге, относиться спокойнее, без агрессии, не создавать аварийных ситуаций. Я стараюсь использовать время в пробке с пользой. Например, дорога на работу занимает у меня около часа, есть время поработать со служебными документами, почитать прессу.
***
- Кстати, о парковках... Надо, чтобы, открывая какой-либо комплекс, куда пойдут люди, владелец сразу думал о том, где эти люди поставят свои машины!
***
Дороги смерти
В 2004 году в России:
208 тысяч ДТП зарегистрировано,
34, 5 тысячи человек погибли в ДТП,
251 тысяча человек получили ранения,
на 2, 1 % увеличилось число ДТП,
на 3, 1 % снизилось число погибших.
Ежесуточно на дорогах страны погибают 95 человек (из них - 4 ребенка); а около 700 человек (67 - несовершеннолетние) - получают ранения.
Около 80 % процентов аварий происходит из-за нарушений Правил дорожного движения водителями. Каждое десятое ДТП совершено пьяными водителями.
Каждое четвертое ДТП на дорогах России совершается водителем со стажем до трех лет, из них 40 % - на первом году после получения водительского удостоверения.
55, 5 транспортных средств страны имеют сроки эксплуатации свыше 10 лет.
***
Пешеходам и водителям не хватает света
Оснащенность улично-дорожной сети дорожными знаками составляет всего 85 %.
При этом состояние 40 % знаков не соответствует стандарту.
Около 80 % светофорных объектов выработали свой ресурс.
Барьерными ограждениями обустроено всего 35 % дорожной сети от общей потребности.
Удельный вес освещенных участков улично-дорожной сети составляет: в городах и поселках городского типа - около 65 %, в иных населенных пунктах - лишь 16 %.
По оценкам экспертов, улучшение ситуации с освещением позволит на 30 % снизить количество ДТП, на 65 % - число погибших, вдвое сократив при этом наезды на пешеходов.