Перейти к основному содержанию

Главная      ТАК КАКОЙ АВТОМОБИЛЬ - ПРАВИЛЬНЫЙ?

ТАК КАКОЙ АВТОМОБИЛЬ - ПРАВИЛЬНЫЙ?

"Покупайте правильные автомобили! " - таким лозунгом встречают покупателей "железных коней" на автомобильных рынках России продавцы, предлагающие уже побывавшие в употреблении так называемые праворукие иностранные автомобили, намекая на высокие характеристики своего товара. И желающие приобрести такие машины находятся, причем их становится все больше.

А почему бы и нет? Цена не так высока, как у леворульных зарубежных собратьев, а качество отменное. Но вчера состоялось заседание российского Правительства, посвященное вопросам развития отечественного автопрома. На нем представители Минпромэнерго предложили внести поправки в действующее законодательство по ввозу и эксплуатации автотехники, "не соответствующей действующим требованиям правостороннего движения". Это известие уже загодя вызвало многочисленные протесты населения. А также в очередной раз показало, что ситуация в отечественном автопроме, несмотря на все "авралы" и "прорывные решения" последних 10-15 лет, так и осталась критической.

Оглянувшись назад, мы обнаружим, что все попытки российского Правительства бороться с ввозимыми в страну подержанными иномарками вызывали решительный протест автолюбителей, чем бы они ни объяснялись.

Население можно понять. Ему говорили, что нужно поддержать доморощенный автопром. Но после повышения пошлин на иномарки четыре года назад значительно подскочили цены и на отечественные авто, при этом их и так невысокое качество стало совсем отвратительным. Недаром в народе чудеса отечественного автопрома метко называют "тазиками", "зубилами", "ржавыми ведрами с гайками" и т.д. По оценкам специалистов, на каждом свежевыпущенном "жигуле" технический контроль находит не менее 50 тех или иных дефектов, а в Японии всего один - на два автомобиля. Как говорится, почувствуйте разницу.Еще один лозунг правительства - "прекратим ввоз автолома в страну" - тоже противоречив по своей сути. Ведь этот лом, как ни крути, даже в 10-15 летнем возрасте дает фору по экологичности, надежности, безопасности, комфортности и прочим характеристикам новым отечественным авто.

Так почему же за эти годы в автопроме России ничего не изменилось? Почему продолжают по-старому работать автогиганты, выдавая на-гора некачественный товар по завышенным ценам?

Сколько чиновники ни рассуждали о строительстве новых совместных заводов, в России их сегодня нет, если не считать так называемые отверточные производства. Хотя в Узбекистане, например, делают неплохие за свою цену "Дэу "Нексия", а купленный "Фольксваген-групп" чешский автогигант "Шкода" успешно реализует во всем мире народные автомобили - "Фелиция", "Фабия", "Октавия".

Опять же, когда в России будет реализован проект, получивший меткое название от Генри Форда - "народный автомобиль"? Борису Березовскому, как известно, это не удалось. Не удается и правительству. И не поторопилось ли государство полностью отдать гиганты автопрома в частные руки? Прошло более десяти лет, а результата нет. Частники лишь год за годом лоббируют свои интересы, предлагая повышение пошлин на подержанные иномарки и ограничение их ввоза, а сами тихим сапом повышают отпускные цены.

Поэтому совсем не удивительно, что чиновники, ополчившиеся в очередной раз на подержанные иномарки, ввозимые в страну, и, в частности, праворульные авто, поучили народный отпор.

Автомобилисты приняли решение организовать в связи с этим акцию протеста. Вчера водители выехали на улицы с включенной аварийной сигнализацией и оранжевыми ленточками, протестными плакатами.

Еще в среду акция началась в Хабаровске. Дело в том, что в крупных городах Дальнего Востока около 90 процентов автомобилистов передвигаются на японских автомобилях, во Владивостоке этот показатель приближается к 100 процентам. В этом регионе на праворульных машинах держится значительный сектор экономики, на ввозе и обслуживании японской техники работает множество частных предприятий и компаний, обеспечивающих работой десятки тысяч человек. Более того, уборочная техника, транспорт "скорой помощи" и правоохранительных структур также относятся к "праворульным" транспортным средствам. По самым умеренным оценкам, в России эксплуатируются примерно 1, 5 млн. таких "не соответствующих" автомобилей.

Многие из участников акции, которая в четверг началась во Владивостоке, заявляли, что продукция отечественного автопрома им не по карману, а качество российских автомобилей значительно уступает японским. Только в апреле 2005 года через владивостокскую таможню ввезено более 10 тысяч автомобилей. В апреле 2004-го их было ввезено около 8 тысяч.

Что же конкретно предлагают чиновники Минпромэнерго? Они считают, что необходимо внести поправки в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196 ФЗ "О безопасности дорожного движения", регламентирующий ввоз, регистрацию и эксплуатацию автомобильной техники, не соответствующей действующим требованиям, в том числе требованиям правостороннего движения и природно-климатическим условиям Российской Федерации. Правда, о конкретном запретительном акте по автомобилям с правым рулем речи пока не идет. Но известно, что более конкретные меры предполагается ввести в третьем квартале текущего года.

Опять же возникает законный вопрос: где было российское Правительство все те годы, когда машины с правым рулем ввозились в страну тысячами?

В департаменте промышленности Минпромэнерго автовладельцев заверяют, что законопроект не будет запрещать эксплуатацию или ввоз праворульных машин. Предполагается лишь создать пограничный технический контроль, в ходе которого нестандартные машины будут отсеиваться сами собой - например из-за неправильной фокусировки светового пучка фар.

Но что будет с уже ввезенными автомобилями и как в случае принятия постановления будут реагировать на такие автомобили сотрудники ГИБДД, которые сегодня просто закрывают на них глаза?

По мнению многих экспертов, обсуждаемые правительством поправки в действующее законодательство являются следствием лоббистских действий представителей отечественного автопрома, которые не справляются с конкуренцией. Приморье, занимающее третье место в России по количеству автомашин на душу населения, а Хабаровский край - четвертое, являются лакомыми кусками, а российские автозаводы с этого рынка собирают жалкие крохи. Судите сами: "АвтоВАЗ" в прошлом году реализовал в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах 33 тысячи автомобилей, из них на долю Дальнего Востока пришлось всего 3 тысячи.

***

Очевидно, что никакие запретительные меры не решат сегодня проблем отечественного автопрома. С ограничением конкуренции неизбежно растут цены на продукцию, падает ее качество. Мы же опять начинаем бороться со следствием, а не с причинами. Если отвлечься от праворульной тематики, то правительство должно определиться, чего оно хочет от отрасли: ужесточить свое влияние в автопроме или принять кардинальные меры по выходу из кризиса, вплоть до продажи наших предприятий западным концернам и перехода на выпуск иномарок, если это будет необходимо. Там, глядишь, и проблема ввоза подержанных импортных авто потеряет свою остроту...