Перейти к основному содержанию

Главная      Дороги, которые не выбирают…

Дороги, которые не выбирают…

Поддержание городских улиц и дорог на достаточно высоком уровне — одна из приоритетных задач Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, решением которой в 1995 году было образовано Управление дорожного строительства, благоустройства и озеленения, имеющее в своем подчинении специализированные подразделения. Созданная в 1997 году в его структуре инженерно-техническая комиссия проводит работы по определению технического состояния автодорог, мостов, берегоукрепительных сооружений и барражей в черте г. Владикавказа. В ходе работы комиссией учитываются условия сейсмичности в регионе — 8 баллов.

В г. Владикавказе насчитывается 345 улиц, общей протяженностью 367 км, их общая площадь - 453,8 тыс. м2. Обеспеченность улично-дорожной сети усовершенствованным покрытием составляет 2910,5 тыс. м2, те, 64% от общей площади.

Владикавказ всегда считался особенным городом: чистые и зеленые улицы, колоритные "Старые кварталы», широкие, стремительные проспекты новых микрорайонов, замысловатые клумбы... Он остается таковым и по сей день. Как говорят встречают по одежке, поэтому немаловажно, как и во что наш город одет. Достаточно ли зелен летом, достаточно ли комфортабелен? .. Состояние дорог и улиц, их благоустроенность — те составляющие, от которых во многом зависит привлекательность городского пейзажа.

2004 год стал для дорожников довольно напряженным.

Владикавказскими специалистами выполнен значительный объем работ по текущему и капитальному ремонту объектов улично-дорожной сети, благоустройству городских территорий: улиц, парков, скверов.

А еще в «юрисдикции» специалистов Управления дорожного строительства, благоустройства и озеленения — «переодевать» клумбы, рассаживать цветы и деревья по самым людным улицам Владикавказа. Цветы там чувствуют себя не особенно хорошо: душно, пыльно, разглядывают да и оборвать норовят... Каждый год приходится подсаживать новые растения, переоформлять ландшафты, да так все красиво и ладно, что можно было бы собрать целую фотовыставку «Лучшие уголки Владикавказа».

Конечно, разные растения приживаются по-разному. Но, кажется, тюльпанам во Владикавказе, точно, нравится. С них начинается наше лето. А потом происходит постоянное «переодевание».

«Костюмеры» и «гримеры» клумб — агрономы — точно знают, как к тому или иному сезону должен выглядеть цветник, когда подсадить новых участников цветной симфонии, как сочетать их так, чтобы все лето и осень было на что посмотреть. Пробегая мимо, мы не всегда успеваем заметить, как несколько раз за лето именно цветы изменяют лицо города.

- Так сложилось, что Владикавказ по общей благоустроенности часто сравнивают с Нальчиком, Кисловодском, Пятигорском. С грустью приходилось признавать, что мы отставали по качеству дорог, количеству, ассортименту зеленых насаждений, да и еще по ряду критериев, — начал наш разговор заместитель начальника Управления дорожного строительства, благоустройства и озеленения Артур Бигулов — Сегодня же и горожане, и гости отмечают большие перемены. Можно с уверенностью сказать, что наступил перелом в лучшую сторону. Во многом это безусловная заслуга мэра города Казбека Пагиева, который возглавляет авторские группы, причем решения вырабатываются не в кабинетах, а непосредственно на строительных площадках, во время еженедельных планерок с руководителями строительного комплекса.

Со своей стороны, хочу сказать, что по сравнению с предыдущими годами качество дорожно-строительных работ значительно возросло, благодаря внедрению и использованию новых машин и механизмов. Кроме того, мы недавно получили долгожданное новое специализированное оборудование. Раньше, особенно весной, за ним была очередь, снижались темпы работы, а сегодня мы вздохнули. Если привести данные за предыдущие годы, то картина получается следующая: в 1995 г. было отремонтировано 156,1 тыс. кв. м дорожного покрытия, в 1996 — 131,4тыс. кв. м, в 1997 — 178,7, а в 2004 — 441 тыс. кв. м.

На сегодняшний день общая протяженность автомагистралей с асфальтобетонным покрытием равна 322 км, что составляет 87,8% от общей протяженности; с грунтовым покрытием — 45 км.

На 2005 год запланировано уложить 56,9 тыс. тонн асфальта.

Дорожному строительству уделяется большое внимание и, наверное, это очень обоснованно. Дороги — это визитная карточка нашего города. В данный момент ведутся работы по капитальному ремонту части улицы Августовских событий, участка улицы Московская (от Ногирского поворота до Архонской площади)-после этого практически вся улица будет в отличном состоянии. А ближайшая перспектива — улицы Кольбуса и Кесаева, и в зависимости от того, какими темпами пойдет строительство моста - прилегающие к нему улицы. Очень удачной получилась развязка улицы Калинина — удалось перераспределить автомобильный поток, следующий через Чапаевский мост. Мы работаем во взаимодействии с УГИБДЦ МВД РСО-Алания — разработана комплексная программа по безопасности движения. Строительство новых дорог и улиц, а также реконструкция существующих проводится с учетом обеспечения организованного, безопасного, удобного и комфортабельного движения автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородных условий движения, соблюдения принципа зрительного ориентирования водителей, удобного и безопасного расположения примыканий и пересечений. Успешно работает служба по разметке дорог, что позволяет существенно поднять уровень безопасности дорожного движения. Разметочные линии на специально подготовленную поверхность, что существенно повышает износостойкость разметочной краски.

- Не слишком ли сильный лоск придается центральным улицам? Может быть, за счет этого страдают более отдаленные?

- Наши «закулисные» улицы не сильно уступают центральным. Конечно, в городе есть незаасфальтированные улицы ,но мы их не оставляем без внимания - выровняли грейдером. Но, что самое интересное, жителей такое положение вещей вполне устраивает — меньше машин, тихо.

- В преддверии праздников владикавказцы могут наблюдать поистине загадочное явление: за одну ночь, словно в сказке, цветники загораются огромным разнообразием красок, создавая праздничное настроение вокруг.

- В этом году выдалась дождливая весна. Но то, что посадили, боюсь сглазить, взошло. Мы усиленно готовились к Дню Победы. Все очень удачно складывается и к Дню города. Мы стараемся обновлять зеленые насаждения ко всем значительным событиям, происходящим в городе. Например, к Дням осетинского языка мы заранее подготовим сквер имени Колиева — подправим зеленые насаждения, тротуары. Причем было принято решение привести в порядок не только уже существующие тротуары, но и проложить дорожки по сложившимся тропинкам. Торжественные мероприятия планируются во дворце пионеров — там все, что от нас зависело, сделано, и в Осетинской церкви — здесь есть проблема — не заасфальтирован участок перед воротами. И несмотря на то, что это не наша проблема, мэр города принял решение помочь церкви и заасфальтировать этот участок.

- Наверное, работы хватает, и не только в праздники?

- Конечно. Например, по мере роста деревьев и кустарников проводится уход за кронами и штамбами. Одной из основных операций в системе ухода за травяным покрытием газона является систематическая стрижка: за месяц партерные газоны стригут 3 раза, обыкновенные — 2 раза. В период вегетации проводится уход за цветочными растениями — удаление сорняков, рыхление, полив, обрезка увядших соцветий. Это наша ежедневная работа.

- Все высаживаемые растения привозные?

- В основном, да. Однако после X лет городу возвращено цветочно-оранжерейное хозяйство. Это позволит развить собственную базу как по выращиванию цветов, так и по созданию питомника для обеспечения города древесно-кустарниковыми культурами. В настоящее время закуплены и высажены на доращивание саженцы липы, клена, каштана, дуба. Планируются посев и закладка питомника для выращивания декоративно-лиственных пород саженцев, присущих нашему региону (платан, орех, береза и др.), а также закладка маточника цветущих и вечнозеленых кустарников (спиреи Ван-Гутта, Вигеллы, Деиции, форзинии, вьющихся роз, самшита, туи и др.)

- Вы не находите, что жители города недостаточно уважительно относятся к этой рукотворной красоте? После окончания праздника все дружно идут домой, не разбирая дороги, прямо по еще недавно радовавшему глаз газону, цветнику, несмотря на то, что асфальта вокруг предостаточно?

- Да, это действительно так. Чуть ли не первое, что поражает наших соотечественников, выезжающих в города Западной Европы, это цветы. Цветы растут повсюду - на клумбах около ратуш, домов, на разделительных полосах дорог. А мы чем хуже? Климат на севере Европы далек от тропического, но все же там растут прекрасные растения и не боятся холодов. Но, похоже, дело тут не в климате... Дело, пожалуй, в нас...

- Чем еще занимаются подразделения вашего управления?

- От работы наших служб во многом зависит визуальное восприятие нашего города, и здесь важна каждая мелочь. Например, службами дорожного строительства и благоустройства приводятся в приличный вид контейнерные площадки на улицах города — устанавливаем защитные экраны.

Наверное, немногие знают, что на наших плечах и благоустройство и содержание кладбищ. Причем по 5-балльной шкале оценки нам дали 4 балла. В ушедшем году была подведена водопроводная линия к Гизельскому кладбищу, приведены в порядок и заасфальтированы подъездные пути к Гизельскому и Западному кладбищам...

- Из-за чего чаще всего наши дороги приходят в негодность?

- Наибольший вред состоянию покрытия дорог и тротуаров наносят разрытия, производимые на сетях водопровода, теплотрасс, связи, электроснабжения. И от этого не уйти — сети требуют ремонта. Коммуникации стареют, часто случаются аварии... Кроме того, город застраивается — возникает необходимость в изменении расположения коммуникаций. Восстановить участки разрытия сложно. В последнее время по возможности инженерные сети переносятся на зеленую зону, так было сделано на улице Кутузова, проспекте Коста... На многих улицах асфальтовое покрытие практически износилось, в связи с этим руководством города принято решение отказаться от ямочного ремонта и перейти на сплошную замену покрытий. В прошлом месяце АМСУ для этих целей приобрело еще одну фрезу холодного фрезирования асфальтовых покрытий.

Работы часто осложняются тем, что приходится их вести не перекрывая движения.

P.S. Пока мы, выполняя редакционное задание, «бороздили» улицы Владикавказа, «инспектируя» проводимые ремонтные работы и разглядывая разноцветные клумбы, Артур Бигулов успевал попутно давать оперативные распоряжения по телефону: где-то он заметил разрытие, где-то неработающий светофор, а где-то отсутствующий канализационный люк...

Городов на планете невероятное множество. Наверное, сотни тысяч, а может быть, и миллионы. Они, имеющие славную историю и чудесную архитектуру, всегда будут привлекать внимание ученых, поэтов, мыслителей и просто туристов, желающих своими глазами увидеть города, в которых родились и творили гении, да и вполне обыкновенные труженики, составившие славу и почет того места, которому отдали свои труд, разум, и мечту... "Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию», — сказал когда-то Анатоль Франс. Известный итальянский философ, политический деятель и поэт Томмазо Кампанелла почти четыреста лет назад создал знаменитое произведение об идеальном городе своей мечты. Когда-нибудь и наш Владикавказ станет городом мечты... Но уже наяву...

***

фото: