Постановление правительства Белгородской области
Белгород, 27 апреля 2005 г. N 89-пп
Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования Белгородской области
В целях наведения порядка в застройке придорожных полос вдоль территориальных автомобильных дорог, являющихся собственностью Белгородской области, улучшения движения по этим дорогам, обеспечения возможности дальнейшего их расширения, создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования Белгородской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления предоставлять земельные участки в пределах придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования в аренду для целей и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Договоры аренды, заключаемые на земельные участки, находящиеся в государственной собственности в пределах придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования и не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю, должны согласовываться с органом, уполномоченным правительством области на осуществление функций по управлению и распоряжению земельными участками и иной недвижимостью области.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области (Калашников Н.В.)
Информацию об исполнении постановления представить к 1 июня 2005 года.
Е.Савченко, губернатор Белгородской области
Утверждены постановлением правительства Белгородской области от 27 апреля 2005 года N 89-пп
Правила установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования Белгородской области
1. Настоящие Правила установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования Белгородской области (далее - Правила) определяют порядок установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.
2. Придорожные полосы территориальных автомобильных дорог общего пользования - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 30 метров каждый, считая от границы полосы отвода (далее именуются - придорожные полосы).
3. Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены органом, уполномоченным правительством области на осуществление функций по управлению и распоряжению земельными участками и иной недвижимостью области.
Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются.
4. Контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляет специально уполномоченный орган государственной власти области, на который возложено управление территориальными автомобильными дорогами общего пользования (далее - орган управления территориальными автомобильными дорогами).
5. В зависимости от категории территориальной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития вне пределов населенного пункта ширина каждой придорожной полосы устанавливается:
а) для автомобильных дорог V категории - 30 метров;
б) для автомобильных дорог IV и III категории - 50 метров;
в) для автомобильных дорог II и I категории - 75 метров;
г) для подъездов к областному и районным центрам, а также для участков территориальных автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения до 250 тыс. человек, -
100 метров.
Придорожные полосы для указанных подъездов начинаются на расстоянии не менее 3 километров от границы города по согласованию с органом исполнительной власти области и органом местного самоуправления, по территории которых проходит участок этой автомобильной дороги;
д) для участков автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения свыше 250 тыс. человек, -
150 метров.
6. В границах поселений размер придорожной полосы для существующих территориальных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 метров, а для строящихся - в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил.
7. В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружения со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления внутренних дел области и объектов дорожного сервиса.
Действие настоящего пункта не распространяется на объекты, находящиеся в эксплуатации, а также на объекты, строительство которых началось до 1 января 2004 года.
8. Размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:
а) объекты не должны ухудшать видимость на территориальной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;
б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции территориальной автомобильной дороги;
в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
9. Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными органом управления территориальными автомобильными дорогами по согласованию с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения управления внутренних дел области, органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления.
При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к территориальной автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей.
Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с территориальной автомобильной дороги. При примыкании к территориальной автомобильной дороге I и II технической категории подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляются за счет средств их владельцев.
10. Размещение инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос допускается только по согласованию с органом управления территориальными автомобильными дорогами, при этом:
а) если размещение инженерных коммуникаций за пределами придорожных полос по условиям рельефа затруднительно или нецелесообразно, то размещение в пределах придорожных полос линий связи и высоковольтных линий электропередачи напряжением от 6 до 110 кВт возможно только при соблюдении следующих условий:
размещение коммуникаций не требует их переустройства в случае реконструкции территориальной автомобильной дороги;
расстояние от границы полосы отвода территориальной автомобильной дороги до оснований опор воздушных линий связи и линий электропередачи должно составлять не менее 50 метров на участках территориальных автомобильных дорог, указанных в подпунктах "в" (подъезд к областному центру) пункта 5 настоящих Правил, и не менее 25 метров на участках автомобильных дорог, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 и в пункте 6 настоящих Правил;
б) в местах пересечения территориальных автомобильных дорог воздушными линиями связи и высоковольтными линиями электропередачи расстояние от основания каждой из опор этих линий до бровки земляного полотна автомобильной дороги должно быть не менее высоты опоры плюс 5 метров, но во всех случаях не менее 25 метров.
11. В договорах или решениях на предоставление земельных участков для размещения некапитальных зданий и сооружений в пределах придорожных полос должны предусматриваться обязательства владельцев и собственников этих объектов осуществить за свой счет их снос или перенос в случае, если эти здания и сооружения создадут препятствия для нормальной эксплуатации территориальной автомобильной дороги при ее реконструкции или будут ухудшать условия движения по ней.
12. Размещаемая в пределах придорожных полос реклама должна отвечать специальным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
13. Решения о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с органом управления территориальными автомобильными дорогами.
14. Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах придорожных полос лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить в органы, указанные в пункте 13 настоящих Правил, технический план участка в масштабе 1:500 с нанесенным на него объектом, планово-картографические материалы размещения планируемого объекта, масштаб 1:10000, и чертежи этого объекта.
Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в придорожной полосе либо мотивированный отказ в согласовании оформляются в месячный срок с даты получения документов от заявителя.
15. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, имеют право:
а) осуществлять хозяйственную деятельность на указанных земельных участках с учетом ограничений, установленных настоящими Правилами;
б) возводить на предоставленных им земельных участках объекты, разрешенные настоящими Правилами;
в) получать информацию о проведении ремонта или реконструкции территориальной автомобильной дороги.
16. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, обязаны:
а) соблюдать правила охраны и режим использования земель в пределах придорожных полос, а также нормы экологической безопасности;
б) не допускать нанесения вреда территориальной автомобильной дороге и расположенным на ней сооружениям, соблюдать условия эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения;
в) обеспечивать допуск на принадлежащие им земельные участки представителей органа управления территориальной автомобильной дорогой и иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль за использованием земель, а также своевременно исполнять выданные ими предписания;
г) согласовывать с органом управления территориальной автомобильной дорогой предоставление земельных участков в пределах придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений;
д) в случаях, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, осуществлять снос и перенос возведенных на земельных участках некапитальных зданий и сооружений.
17. Возведенные с нарушением настоящих Правил в пределах придорожных полос здания и сооружения признаются в установленном порядке самовольной постройкой, а в отношении лиц, их построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
18. Орган управления территориальными автомобильными дорогами имеет право:
а) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в пределах придорожных полос, в том числе для предупреждения чрезвычайных ситуаций или ликвидации их последствий, и с этой целью посещать земельные участки, находящиеся в пределах придорожных полос;
б) согласовывать строительство в пределах придорожных полос зданий и сооружений, участвовать в приемке этих объектов в эксплуатацию;
в) вносить предложения об отмене решений об отводе земельных участков в пределах придорожных полос или о размещении на этих участках объектов, принятых с нарушением настоящих Правил и законодательства Российской Федерации;
г) давать предписания собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, в том числе об устранении в установленные сроки нарушений, связанных с режимом использования этих земель.
19. Орган управления территориальными автомобильными дорогами обязан:
а) рассматривать материалы, связанные с предоставлением земель в пределах придорожных полос или размещением на этих землях объектов, и подготавливать заключение по ним в установленный настоящими Правилами срок;
б) участвовать в проведении инвентаризации земель придорожных полос, содействовать ведению государственного земельного кадастра этих земель;
в) информировать собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, о проведении ремонта или реконструкции автомобильных дорог;
г) при необходимости компенсировать в соответствии с законодательством Российской Федерации собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков ущерб, причиненный в результате доступа на эти участки.
20. За нарушение настоящих Правил собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.