Перейти к основному содержанию

Главная      Автомобиль можно научить предупреждать аварии

Автомобиль можно научить предупреждать аварии

МАСТЕР

Еще один способ повышения активной безопасности

Проблема безопасности автомобильного движения затрагивает интересы практически всех членов современного общества и в обозримом будущем сохранит свою значимость. Рассматриваемая в этой статье система активной безопасности позволяет хотя бы немного помочь в решении данной проблемы.

Только в России с ее весьма скромным по мировым меркам автопарком (около 25 млн автомобилей) в ДТП ежегодно погибают более 35 тыс. человек, более 200 тыс. получают ранения, а ущерб от ДТП достигает астрономических сумм.

По существу, решение проблемы безопасности дорожного движения сводится к решению двух независимых друг от друга задач:

- предотвращение столкновений;

- снижение тяжести последствий столкновения, если предотвратить его не удалось.

Вторая задача решается исключительно с помощью средств пассивной безопасности, таких как ремни и подушки безопасности (фронтальные и боковые), дуги безопасности, устанавливаемые в салоне автомобиля, и за счет применения в конструкции кузовов зон программируемой деформации.

В качестве решения первой задачи создание систем активной безопасности и оснащение ими автомобилей является одним из наиболее перспективных направлений. Это объясняется тем, что их применение позволяет предотвратить более 70 типовых столкновений из 100, в то время как строительство дорог магистрального типа позволяет предотвратить лишь 60 типовых столкновений.

Учитывая, что стоимость аппаратных средств, включая датчики и исполнительные устройства, наиболее распространенных зарубежных систем стабилизации движения (ABS, ESP и тому подобных) превышает тысячу долларов, оснастить ими большинство автомобилей весьма проблематично.

Однако уже сегодня разработаны недорогие отечественные многофункциональные системы активной безопасности, информирующие водителя о приближении к границам опасных режимов, а управление автомобилем осуществляется самим водителем.

Цены на такие системы сегодня не превышают $150-250 в зависимости от объема функций, а их установка не вызывает затруднений, что особенно актуально для владельцев автомобилей низшей ценовой категории.

В качестве примера интеллектуальной системы активной безопасности рассмотрим отечественную компьютерную систему "ИНКА-плюс".

К числу основных функций ИНКА-системы относятся:

измерение разности давления в парах шин и индикация его отклонения от номинального;

индикация скорости вращения колес и индикация блокировок и пробуксовок колес;

измерение и индикация дополнительных углов развала колес.

В состав ИНКА-системы входят:

блок обработки и индикации информации, устанавливаемый на приборной панели (фото 1) в удобном для водителя месте;

датчики первичной информации индукционного типа, измеряющие приращения углов поворота колес (фото 2);

кабели, связывающие датчики с блоком обработки и индикации информации;

соединитель питания блока "ИНКА-плюс", подключенного в штатное гнездо прикуривателя.

Датчики ИНКА-системы состоят из двух диаметрально расположенных постоянных магнитов, наклеиваемых внутри обода, и индукционной катушки, устанавливаемой на тормозном щите с помощью кронштейна. Они не подвержены влиянию температур в диапазоне от - 40 до +120оС, загрязнений, вибрации, влаги и других факторов. Срок их службы практически не ограничен, а установка не требует внесения изменений в конструкцию агрегатов автомобиля.

Кроме того, датчики ИНКА-системы подключены к блоку обработки и индикации информации по токовой схеме, что позволяет полностью подавить электромагнитные помехи от распределителя зажигания и других источников помех, а также не требуют подключения к источнику питания и не нуждаются в повторных настройках, регулировках и техническом обслуживании в процессе эксплуатации.

На лицевую панель блока "ИНКА-плюс" выведены четыре группы светодиодов - по три в каждой, а расположение групп светодиодов соответствует расположению колес автомобиля.

Верхний светодиод зеленого цвета служит для индикации нормального уровня давления в шине. При отклонении от номинала на 0,25-0,35 бара верхний светодиод мигает с частотой один герц.

Средний светодиод красного цвета служит для индикации отклонения давления от номинального. При отклонении в диапазоне 0,35-0,45 бар происходит мигание с частотой один герц, а при отклонении более 0,45 бар - постоянное свечение красного светодиода.

Нижний светодиод зеленого цвета предназначен для отображения сигналов с датчиков первичной информации.

Кнопка настройки расположена на торцевой поверхности блока "ИНКА-плюс" и предназначена для активации режима настройки косвенных измерений давления.

Необходимость настройки системы может возникнуть в следующих случаях:

при замене или перестановке колес;

при изменении номинала давления;

при индикации ненулевых отклонений от номинала в результате различного износа шин в парах колес.

Режим настройки активируется нажатием кнопки при включенном питании и выполняется полностью автоматически. Завершение цикла настройки отображается на красном индикаторе правого заднего колеса при его включении в течение одной секунды.

Принцип действия ИНКА-системы основан на прецизионном измерении разности частоты вращения колес автомобиля, возникающей при снижении давления в одном из колес пары и соответствующем изменении статического радиуса этого колеса.

Экспериментально установлено, что для шин со статическим радиусом около 280-320 мм изменение давления на один бар сопровождается изменением статического радиуса примерно на один миллиметр.

Точность измерения разности давления в парах колес не зависит от скорости движения автомобиля и состояния дорожного покрытия.

Возможные искажения, возникающие при скольжении колес и при движении на виражах, обнаруживаются алгоритмически и не влияют на результаты измерений.

Номинальные значения давления в шинах устанавливаются водителем на холодных шинах обычным образом. Индикация блокировок и пробуксовок колес выполняется с помощью светодиодов состояния датчиков колес: блокировка колеса сопровождается пропаданием свечения на соответствующем светодиоде, а пробуксовка колеса на скоростях менее 20 км/ч сопровождается появлением свечения на светодиоде буксующего колеса.

Увеличение несоосности датчика и магнитов, соответствующее увеличению углов дополнительного развала колес, сопровождается возрастанием скорости, на которой возникает свечение светодиода состояния датчика колеса.

В таблице приведены технические характеристики системы "ИНКА-плюс".

Диапазон измерения давления/0-2,5 бар

Относительная погрешность/Менее 5%

Диапазон скоростей автомобиля/От 4 до 410 км/ч

Потребляемая мощность от сети/Менее 1 Вт

Напряжение бортовой сети/От 9 до 15 B

Масса комплекта/Менее 0,5 кг

Применение беспроводной схемы передачи данных по радиоканалу в иностранных системах подобного типа ограничивает их применение шинами без металлокорда, являющегося экраном для радиоволн, а конструкция датчика давления, размещенного на ободе внутри шины, ограничивает применение этих систем камерными шинами. Величина перегрузок, действующих на элементы конструкции датчика и элементы питания при вращении колеса, превосходит 250 g на скорости более 144 км/ч. Масса датчиков давления этих систем составляет 20-40 граммов, что требует дополнительной балансировки колес, а для их установки внутри обода необходим демонтаж колеса. К этому следует добавить ограниченный ресурс источников питания датчиков, который значительно снижается при низких и высоких температурах.

Для отечественных же ИНКА-систем ограничения по типам шин и сроку эксплуатации отсутствуют, отпадает необходимость демонтажа и дополнительной балансировки колес, что определяется использованием датчиков индукционного типа, проводной линии связи и схемы расположения магнитов на ободе колеса.

А относительно низкая стоимость комплекта ИНКА-системы (около $150) и отсутствие ограничений по установке датчиков позволяют оснащать ими все модели автомобилей, в том числе низших ценовых категорий.