Перейти к основному содержанию

Главная      Задача номер один: победить Сларри

Задача номер один: победить Сларри

Через одну-две недели дорожно-строительные организации приступят к капитальному ремонту проезжей части улиц Новосибирска. Владимиром Городецким перед ГУБО мэрии поставлена задача усилить контроль за качеством выполнения этого вида дорожного ремонта.

В последние годы городская власть придает большое значение улучшению состояния дорог, делая ставку на новые эффективные технологии. С этой целью к ремонту допускаются надежные подрядчики, имеющие высокопроизводительную современную технику, профессиональные кадры и опыт освоения высокотехнологичных способов ремонта.

В феврале текущего года состоялся открытый конкурс на выполнение дорожных, мостовых и строительных работ в 2005 году. Из 13 участников, подавших заявку, конкурс прошли 11 дорожно-строительных организаций, предложивших более качественные условия выполнения работ. Среди победителей - ООО "Центрдорстрой" - фирма, работающая в Новосибирске с 2000 года. В этом году ей доверено отремонтировать около 50% площади объектов дорожного хозяйства. О готовности к выполнению подрядных работ в этом сезоне и о том, от чего зависит их качество, рассказал технический директор фирмы Александр Михайлов:

- Для качественного выполнения ремонта дорожного полотна большое значение имеет состояние основания дороги и комплекс назначенных мероприятий. Сегодня 5-6 см конструктивного слоя уже с трудом выдерживают нормативные гарантийные сроки. Поток транспорта с каждым годом увеличивается, растет и нагрузка на дорожное покрытие, что приводит к его скорейшему износу. Поэтому мы внедряем новые, более эффективные дорожно-ремонтные технологии, продлевающие гарантийные сроки службы покрытия. Например, в этом году мы планируем отремонтировать участок ул. Кирова по новой для Новосибирска технологии с разделкой деформационных и температурных швов, что позволит предотвратить растрескивание асфальта.

Конечно, важное значение имеют структура и состав асфальтобетонной смеси. В нашем городе качественную продукцию такого рода выпускает завод в Калининском районе. Два года назад на предприятии провели модернизацию асфальтобетонной установки с внедрением компьютерной весовой системы, сейчас здесь монтируется новый завод "Астэк". Для улучшения качества продукции на предприятии также используют различные химические добавки. Вообще качественное сырье для дорожных работ - серьезная проблема не только для Новосибирска, но и для всего региона. Например, в нашей области не выпускается щебень кубовидной формы, применение которого повышает качество дорожной "одежды". Вот и приходится везти его из Абакана.

Добиться ровности покрытия позволяет современная техника, имеющая комплекс высокоуплотняющих катков и укладчиков с системой нивелирования. К сожалению, отечественные катки и укладчики пока не могут конкурировать с зарубежными. Сочетание высокоэффективной техники, надлежащего качества асфальтобетонной смеси и профессиональных рабочих кадров - залог хороших дорог в Новосибирске.

Отрадно, что для городской власти приоритетом в дорожном ремонте является не количество квадратных метров, а качество работы.

2005 год станет для нашей фирмы пятым ремонтным сезоном. За прошедшее время удалось достичь хороших результатов. На сегодняшний день на предприятии создана система управления качеством, есть испытательная лаборатория, налажено сотрудничество со многими научными институтами. Наши специалисты постоянно участвуют в различных семинарах, конференциях, перенимают опыт других регионов и стараются внедрить его в Новосибирске. Все это позволило выйти на новый качественный уровень капитального ремонта. Если в 2001-2002 годах после зимы на отремонтированных участках где-то образовывались дефекты из-за низкого качества асфальтобетона или нарушения технологии, то сейчас оптимально подобран состав смеси и отработан процесс ремонта. Сегодня мы даем гарантию до трех, а на некоторых объектах - и до пяти лет.

К сожалению, пока не удалось добиться таких же результатов во внедрении еще одной технологии - устройстве защитного слоя "Сларри-сил". В прошлом году этой смесью было обработано около 450 тыс. кв. м. проезжей части улиц. Больше половины отремонтированных дорог не выдержали нагрузки: защитный слой, как говорят автомобилисты, растворился. Я считаю, что основная причина - отсутствие технологического опыта.

Конечно, "Сларри-сил" - не панацея, но перспективная технология, которая заслуживает особого внимания. Она защищает покрытие и увеличивает коэффициент сцепления, что, несомненно, повышает безопасность дорожного движения. Мы только нарабатываем опыт работы со "Сларри-силом". В Америке технологию успешно применяют уже более 35 лет. Среди сибирских городов стабильных результатов добились сургутские строители. Уверен, что и в Новосибирске можно успешно ее применять.

Эта технология очень капризная и требует профессионализма от всех работников. Наши специалисты даже обучались у американских профессионалов - семидесятилетних операторов, начавших ее внедрение в своей стране аж в 1970 году.

Изучив опыт шведских, американских фирм, мы пытаемся сегодня изменить химический процесс. В течение зимы технологи работали над химическим составом, рассматривали возможность применения французских эмульгаторов. Мы проанализировали состояние дорог, отремонтированных по этой технологии и уже предприняли ряд шагов по исключению многих неблагоприятных факторов, влияющих на качество защитного слоя.

Во-первых, эмульсия должна применяться на дорогах после двух-трехлетнего ремонта, когда еще сохранена структура "одежды" и не образовалась колейность. Во-вторых, одна из причин большого износа эмульсионного слоя - воздействие шипованной резины. Чтобы противостоять этому, мы пытаемся применить щебень с более высокими показателями по износу. Для этого купили специальную дробилку. А в конце прошлого сезона мы приобрели легкий японский каток, с помощью которого будет уменьшено время стабилизации.

Помимо природных условий, влияющих на прочность защитного слоя, большое значение имеет организация движения, вернее, соблюдение водителями особых правил при таком виде ремонтных работ. После нанесения слоя должно пройти три часа, чтобы он стабилизировался, причем при определенной температуре воздуха и влажности. После открытия движения водители должны в течение суток двигаться по отремонтированной части дороги со скоростью не более 40 км в час. Но если честно, я ни разу не видел, чтобы кто-то соблюдал эти условия. Более того, часто, невзирая на ограждения, машины заезжают на только что обработанный участок дороги, нанося вред и качеству ремонта, и своему автомобилю.

Поскольку покрытие не выдержало гарантийного срока службы, то все объекты с применением защитного слоя будут отремонтированы повторно за наш счет. Уже после 10 мая мы планируем приступить к исправлению дефектов.

Я уверен, что в этом году нам удастся создать оптимально прочную и надежную защиту для дорожного покрытия. Думаю, "Сларри-сил" поможет сделать новосибирские дороги еще лучше. А то, что их состояние значительно изменилось с 2000 года в лучшую сторону, я авторитетно заявляю как профессионал и как автолюбитель.