"ВЯТКА" БЕЗ ХОЗЯИНА
Федеральная трасса разрушается на глазах
На днях на пульт в дежурную часть Управления ГИБДД МВД РК поступило сообщение от фельдшера ЦРБ села Объячево (Прилузский район) о том, что водитель автомашины "ВАЗ-21083", двигаясь по участку федеральной трассы в направлении Сыктывкара, наехал на выбоину дорожного полотна. Он не справился с управлением и съехал с дороги. В результате ДТП пострадал годовалый сын водителя, который с черепно-мозговой травмой был доставлен в Прилузскую ЦРБ. Вот чем оборачивается плохое состояние дорог...
"Ничейная" трасса
Еще год назад каждый житель республики, возвращавшийся из отпуска на машине, облегченно вздыхал, въезжая на территорию Коми. Автодорога от границы с Кировской областью до Сыктывкара была гордостью республики, содержалась она отлично. Ремонтные работы дорожники Сысольского и Прилузского ДРСУ проводили вовремя и качественно. Не сравнить с вятскими дорогами, по которым нашим автомобилистам приходится маневрировать, демонстрируя высший пилотаж, чтобы не угодить в яму.
Но сейчас гордиться уже нечем. От хорошей дороги, связывающей республику с соседними регионами, мало что осталось. Вся трасса в ямах и колдобинах.
Почему это произошло? В ответ на этот вопрос корреспондента "Республики" глава Прилузского района Семен Попов лишь горько вздохнул. Он пояснил, что право на обслуживание дороги по итогам тендера, проходившего осенью 2004 года, получило предприятие из Татарстана. Но с тех самых пор новые хозяева так и не начали должным образом обслуживать автотрассу.
- Самое обидное то, - пояснил С.Попов, - что 120 наших, прилузских дорожников, имея и технику, и опыт работы, остались неудел... Чтобы не лишать людей куска хлеба, отдали им на обслуживание внутримуниципальные дороги... Что будет с коллективом завтра - сказать трудно.
Как же получилось, что участок федеральной магистрали, испокон веку обслуживаемый силами республиканских дорожников, "ушел" в руки тех, кому, прямо скажем, нет дела до того, в каком состоянии будут дороги республики?
Из Казани ничего не видно
По словам начальника отдела эксплуатации и диагностики автодорог и дорожных сооружений Дорожного агентства РК А.Ярошутина, по распоряжению "Росавтодора" еще в 2002 году участок федеральной автодороги "Вятка" протяженностью 279,3 километра был передан с баланса Комитета РК по управлению дорожным хозяйством на баланс ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона", которое находится... в Казани, на расстоянии более 900 километров(!) от Сыктывкара.
Проведенный в декабре 2004 года в Казани конкурс на выполнение работ по содержанию участка автодороги "Вятка" в пределах границ республики выиграло ООО "Комидорстрой". В Совете директоров этого предприятия значатся трое жителей Татарстана и один житель Коми - бывший заместитель начальника Сысольского ДРСУ господин Рочев. Примечательно, что на момент победы в конкурсе у предприятия "Комидорстрой" не имелось в наличии необходимого числа работников и техники.
И непосвященному понятно, что при таком раскладе казанским дорожникам нет особого интереса обустраивать дорогу за тридевять земель, где-то в Коми.
В результате за короткий промежуток времени - буквально за несколько месяцев с момента передачи трассы казанским дорожникам - главы Прилузского и Сысольского районов, сотрудники Управления ГИБДД МВД РК отметили катастрофически ухудшающееся качество обслуживания дороги. К примеру, сотрудники ГИБДД, проехав по трассе, составили перечень необходимых уже сегодня работ по обустройству трассы на нескольких листах. Так вот только указание мест, где зафиксированы опасные ямы и рытвины на трассе, заняло шесть листов!
Игра в поддавки
Но на этом претензии к балансодержателю дороги не исчерпываются. По словам А.Ярошутина, ООО "Комидорстрой" было создано непосредственно перед торгами, зарегистрировано в Визинге. Как уже говорилось, не было у этой организации ни производственной базы, ни дорожной техники, ни оборудования, необходимых для обеспечения нормального содержания дороги.
Можно предположить, что появилась очередная фирма "Рога и копыта", целью которой было получение федеральных средств, выделяемых на обслуживание трассы.
Все прекрасно понимают, что тендер - мероприятие открытое. О нем извещают заранее в СМИ, с тем чтобы привлечь максимальное число желающих участвовать в конкурсе. Выигрывает тендер тот, кто предлагает максимально выгодные условия. К примеру, выставляет приемлемые цены на услуги, представляет достаточное количество единиц техники, имеет подготовленные кадры.
В случае с ООО "Комидорстрой" ситуация больше походила на "бой без правил". Ведь это предприятие предложило просто смехотворные расценки на дорожные работы, которые были явно занижены и нереальны. Но победителем конкурса отчего-то все-таки был признан "Комидорстрой".
По подсчетам специалистов, поясняет А.Ярошутин, обнародованные на тендере расценки не покрывали стоимости работ, необходимых на трассе в условиях Севера. Что такое
16 миллионов рублей, если стоимость только горизонтальной разметки составляет 8,5 миллиона рублей. О каком капитальном ремонте дороги, ее нормальном содержании может идти речь? Этот прием недобросовестной игры на рынке известен и именуется демпингом. То есть в нашем случае налицо снижение цены ниже последнего предела с целью вытеснения конкурентов. А итог нечестной игры плачевный - разбитая дорога и 120 прилузских дорожников, лишившихся в одночасье фронта работ.
Правда, дорожники республики в лице руководителя ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона" "Оперативно-производственного отдела по РК" Петра Федорова предложили в свое время прилузским специалистам в качестве субподрядчиков обслуживать трассу "Вятка". Но те отказались. По словам руководителя Прилузского ДРСУ Светланы Беляевой, им была предложена такая мизерная сумма оплаты за объем выполненных работ, что впору расплакаться.
- Наши специалисты, отдавшие дороге годы своей жизни, унижаться и работать за бесплатно попросту не захотели, - поясняет С.Беляева.
Чем хуже дорога, тем больше ДТП
Так неужели нет рычагов воздействия на пресловутое ООО "Комидорстрой"? По всей видимости, кроме метода убеждения и взывания к совести нерадивых, нет других средств в арсенале дорожников и гаишников республики. И те, и другие направляли не одно письмо в Федеральное дорожное агентство Минтранса России. Писали и в ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона" в Казань. Но ответ всегда один и тот же: не хватает выделяемых средств, поэтому выполнение работ переносится на последующие годы.
К примеру, генеральный директор ГУП РК "Автомобильные дороги Коми" Сергей Быкадоров на свой запрос получил ответ за подписью руководителя федерального Дорожного агентства С.Полещука. В ответе, в частности, говорится, что "...ГУ "Росдоринспекция" проведена проверка производственно-хозяйственной деятельности ГУ "Волго-Вятскуправдор", результаты которой показали, что выполнение и финансирование работ по содержанию федеральной автодороги "Вятка" составило 100 процентов от лимита".
Получается, что на бумаге все гладко. Только вот от этого трасса ровнее и безопаснее не становится. Ей нужны заботливые руки хозяина. А иначе...
По словам старшего госинспектора отделения дорожной инспекции и организации движения УГИБДД МВД РК Андрея Бабина, за три месяца этого года на федеральной автодороге "Вятка" в границах Коми произошло 21 ДТП, в которых погибло 12 человек. За аналогичный период прошлого года произошло 13 ДТП, погибло 5 человек. ДТП участились из-за плохого содержания дороги.
Капитальный ремонт на автодороге "Вятка" последний раз проводился в 2003 году. В прошлом году был произведен ямочный ремонт. На 2005 год планируется провести капитальный ремонт от границ с Кировской областью, но всего лишь на пяти километрах дороги.
Причина банальна - отсутствие средств на капитальный ремонт трассы, обновление дорожных знаков, обустройство обочин, на разметку краевых полос, чрезвычайно необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения.
- "Вятка" - это наша головная боль, - поясняет А.Бабин. - Мы республиканская ГИБДД и несем ответственность за эту автодорогу федерального значения, поэтому хотим привлечь внимание представителей различных ведомств к решению проблемы фактически бесхозной трассы. Если продолжать закрывать глаза на состояние автодороги, то уже через год-два, учитывая грузопоток, мы останемся без главной артерии республики.