Дорожная беда
Пришла весна, и еще резче обозначилась одна из бед нашей российской действительности - разбитые дороги.
- Мне колесить по городу приходится каждый день, и могу сказать, что дороги ужасные, - услышала недавно от водителя частного такси Юрия Морозова, разговорившись с ним по пути на работу. - Никакого ямочного ремонта не проводится. Как только подвески у машин выдерживают - непонятно! На дорогах нервозная обстановка, создаются аварийные ситуации. Хотя бы потому, что очень часто приходится объезжать разбитые ямы, особенно ночью, по встречной полосе. Один раз влетел в яму на полколеса. Хорошо, что скорость была небольшая. А что было бы, если бы за мной на скорости шла другая машина?..
В нашей стране аварийность на автотранспорте перерастает уже в одну из основных социально-экономических и демографических проблем. За последние десять лет в дорожно-транспортных происшествиях погибло 312 тыс. человек, около 2 млн. человек получило увечья. Не прошло и половины 2005 года, а уже зарегистрировано 208 тыс. ДТП, в которых погибло 34,5 тыс. человек и получило ранения более 251 тыс. человек.
К сожалению, наша область не составляет исключения. В прошедшем году по отношению к 2003-му году рост числа ДТП составил 30,8 процента. Только за первый квартал текущего года зарегистрировано 272 ДТП, погибли 16 человек и 306 получили ранения. На последнем заседании обладминистрации, посвященном этой проблеме, начальник управления государственной инспекции по безопасности дорожного движения Владимир Верзилин отметил, что причиной резкого всплеска аварийности стало именно неудовлетворительное состояние наших дорог. В 158 случаях причиной происшествий стали дорожные условия. Улицы Димитрова, 45-й стрелковой дивизии, Южно-Моравская и ряд других сегодня почти непригодны для движения транспорта. В минувшем году управлением ГИБДД в городскую администрацию было направлено 400 уведомлений и выдано более 200 предписаний на устранение выявленных недостатков по содержанию уличных дорог.
Вполне понятны были сетования Верзилина на якобы бездействие городской администрации, и в частности Скрынникова, но... Здесь уместен вопрос: почему за безобразные дороги должен отвечать только действующий мэр? Насколько нам известно, капитальный ремонт дорог в последний раз проводился пять лет назад. Если ремонтно-восстановительные работы исполняли по принципу "насколько денег хватит" - то чего мы хотим? О содержании дорог лучше вообще не говорить. Общеизвестно: если дорогами не заниматься 3-4 года, то потом за восстановление придется платить в три раза больше. Одним словом, если бы потихоньку, хотя бы по нескольку улиц ремонтировалось вовремя и с соблюдением технологий, то мы бы сейчас не имели того, что имеем. Если федеральные дороги еще в более-менее нормальном состоянии, то городские - просто беда.
К началу текущей недели было отремонтировано 1857 квадратных метров, дорожники перешли на круглосуточный режим работы. Проведены все тендеры на определение подрядчика работ, а также поставщиков материалов. Единственная проблема - финансирование. Как известно, на ямочный ремонт в городском бюджете заложено 19,6 млн. руб. Естественно, этих денег недостаточно. Помимо этого 76 улицам требуется капитальный ремонт. На одних он не проводился более 15 лет, на других чуть ли не 40. В целом городу на него потребуется более 300 млн. руб. Таких денег в городском бюджете нет. И хотя мэр Борис Скрынников направил на имя губернатора письмо с просьбой о выделении 270 млн. руб. на те магистральные улицы, по которым идет транзитный транспорт - ответа нет. Мэр решил на "Единую Россию" не рассчитывать, а просить помощи у "Партии жизни", то есть при встрече с Мироновым добиваться выделения Воронежу целевых федеральных средств на ремонт дорог.
Вот только в 2005 году на финансирование российского дорожного хозяйства из федерального бюджета предусмотрено 90,89 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 12,7 млрд. руб. меньше, чем в 2004 году. При этом 70 процентов средств будут сосредоточены на строительстве дорог, которые сдаются в этом году. Остальным достанутся крохи. Но даже если Воронеж и получит хоть что-нибудь - городских проблем с дорогами эти средства не решат.
Но есть и еще один вопрос. И нет, пожалуй, ни одного горожанина, который бы им не задавался: почему в одних и тех же местах на улицах постоянно возникают дыры, почему бюджетные, то есть народные деньги зимой закапывают в землю? Чтоб выяснить его, мне пришлось переговорить со многими дорожниками. Вот мнение одного из них, правда, теперь уже бывшего.
- Причин, почему у нас такие дороги, много, даже если не брать в расчет финансирование. Все не перечислишь. Назову лишь несколько, - говорит Сергей Петров. - Во-первых, наша дорожная сеть в основном рассчитывалось на нагрузку в шесть тонн.А сейчас по нашим дорогам ездят большегрузные автомобили, чуть ли не до 20 тонн. Во-вторых, они не рассчитаны на такую пропускную способность. Вы посмотрите, что в городе делается - сплошные пробки. В-третьих, по своей бедности мы не можем приобретать те материалы, который используются в мировой практике. В-четвертых, в городе нет ливневой канализации, за ней не следят, весь асфальт в воде. В-пятых, нет надлежащего качества работ, в-шестых, воровство материалов и безответственность подрядчиков, в-седьмых... Знаете что, сходите-ка вы лучше в строительный институт. Там у меня на автодорожной кафедре прекрасные преподаватели были. Они вам все расскажут: как должно быть и что есть на самом деле. Одно хочу сказать - дороги так и останутся нашей бедой.
Мы сходили. Но об этом - в следующий раз.