Перейти к основному содержанию

Главная      Несовершенство инфраструктуры ведет к серьезным потерям

Несовершенство инфраструктуры ведет к серьезным потерям

Продолжаем начатый в "Экономической газете" (N 6, март 2005 г.) разговор о ситуации на рынке транспортно-логистических услуг в Приволжском федеральном округе. Барьерами на пути развития этого рынка сегодня являются несовершенство и недостаток транспортной инфраструктуры, а также разрушение конструкций, построенных еще в советское время.

Транспортный комплекс Поволжья чрезвычайно важен для России. Во-первых, Поволжский макрорегион занимает уникальное географическое и стратегическое положение на пересечении двух крупных транспортных коридоров России. Во-вторых, здесь располагаются отраслеобразующие промышленные предприятия страны (автомобилестроительные - - ОАО "ГАЗ" , ОАО "КамАЗ" , авиационный комплекс "Сокол" и судостроительный "Красное Сормово" , металлургические и машиностроительные заводы и др.) .

При этом транспортная инфраструктура Приволжского федерального округа явно не удовлетворяет потребностям экономики региона и из-за своей неэффективности ведет к повышенным транспортным издержкам и потере доходов от транзитных перевозок. И примеров этому множество. Актуальность и необходимость развития дорожной сети ПФО подчеркивают недавние события. На федеральной трассе в Ростовской области из-за выпавших осадков было парализовано автомобильное сообщение более чем на сутки. Уже несколько лет на федеральной трассе Н. Новгород - Казань в районе города Кстово образуются многокилометровые пробки, ликвидация последствий которых требует вмешательства аварийных и спасательных служб.

Автопоезда, идущие на Самару по Волжской магистрали, вынуждены делать более чем 200-километровый крюк через Сызрань, поскольку плотина Куйбышевкой ГЭС находится в аварийном состоянии и закрыта для автомобильного движения. По пути они проезжают Ульяновск, где пропуск грузовых транспортных средств разрешен только ночью, а в сентябре прошлого года, кроме этого, на подъезде к мосту произошло еще и обрушение дорожного покрытия. Несмотря на это, на завершение строительства другого моста в Ульяновске средств из федерального бюджета в 2005 г. будет выделено почти втрое меньше, чем планировалось. Остро ощущается и недостаток финансирования строительства новых и ремонта старых автодорог.

Еще пример. Расчетная пропускная способность моста через Волгу в районе Н. Новгорода составляет 13, 5 тыс. автомобилей в сутки, в то время как фактические пиковые нагрузки - 20, 25 тыс. автомашин. В итоге все это приводит к снижению скорости материальных потоков и соответственно увеличению стоимости конечного продукта, снижению уровня безопасности дорожного движения, загрязнению окружающей среды.

В сфере дорожного строительства приоритетным сегодня является завершение строительства участков дорог межрегионального маршрута Москва - Екатеринбург на территории Кировской и Пермской областей, мостового перехода через Каму у Перми, в Казани (в районе села Сорочьи Горы) , через Волгу у городов Ульяновска и Саратова (в районе села Пристанное) .

Находится в упадке и авиационный комплекс Поволжья. Сегодня объем перевозок грузов авиационным транспортом снизился по сравнению с 1991 г. почти втрое, не загружена имеющаяся инфраструктура аэропортов Поволжья (Н. Новгорода, Ульяновска, Самары) , не используются логистические преимущества переориентации грузовых авиационных потоков из Азии, возможности кроссполярного сообщения. Для решения этой проблемы необходимо преодолеть монополию Москвы и переориентировать грузовые авиационные потоки.

К сожалению, в Поволжском макрорегионе для грузовладельцев при прохождении таможенной очистки создаются такие условия (предвзятое отношение, затягивание таможенных процедур и т. п.) , которые вынуждают их проходить "растаможку" в Москве. При этом стоимость продукции увеличивается на 10 - 15 %, за что в конечном итоге расплачиваемся мы - потребители. Поэтому для динамичного развития экономики страны необходимо создание равных условий для всех участников транспортно-логистического рынка, при котором бы движение грузовых потоков проходило с точки зрения экономической и географической целесообразности.

Общей проблемой для портов Поволжья является их расположение в центре городов, где затруднены автомобильные подъезды и отсутствуют площади для дальнейшего развития. Такая ситуация ярко выражена в Н. Новгороде, Казани и других исторических городах на Волге и Каме. Поволжская логистическая ассоциация направляла свои предложения в Министерство транспорта РФ о переносе Нижегородского порта из черты города как о наиболее перспективном решении данной проблемы. Но в существующей ФЦП "Модернизация транспортной системы России на период до 2010 года" до 2004 г. значился проект, предусматривающий развитие старого порта.

Другая проблема - отсутствие грузопотоков через речные порты. Их появлению препятствует неразвитая инфраструктура для переработки грузов, в том числе специализированной перегрузочной техники для контейнеров. Но для оснащения и оборудования портов требуются денежные средства, и не малые. Получается замкнутый круг.

Важным мероприятием по развитию транспортно-логистического комплекса ПФО является восстановление эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений Волжского и Камского бассейнов, доставшихся нам в наследство по большей части еще с советских времен. Понижение уровня Волги в районе г. Городца (Нижегородская обл.) грозит разделением реки на две части - северную и южную. К чему это приводит? Простои судов из-за понижения уровня реки в ожидании шлюзования в навигацию 2003 г. составили 92 614 часов, а вынужденный недогруз судов на 10-20 % для прохода по обмелевшему руслу - 1, 5 млрд тонно-километров. При этом недополученный доход перевозчиков исчисляется суммой 12 млрд руб. Оптимальное решение - строительство мультимодального транспортно-логистического терминала в Нижнем Новгороде, совмещенного с мостовым переходом через Волгу и низконапорной плотиной. Проект окупаемый, но открытого формирования пула инвесторов пока не ведется.

Выходов из существующего положения несколько. Для успешного решения существующих проблем необходимо объединение усилий бизнеса (капитала) и власти (административного ресурса) . Президент России Владимир Путин, выступая в конце 2004 г. на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, выступил с инициативой законодательно закрепить механизмы взаимодействия государства и частного бизнеса по приоритетным направлениям. К числу таких направлений Президент отнес и участие бизнеса "в реализации инфраструктурных проектов государства". Это могут быть "крупные транспортные, магистральные проекты, энергообеспечение, укрепление приграничной инфраструктуры".

Первые результаты успешного сотрудничества бизнес структур и власти уже есть. В конце 2004 г. в Казани в рамках заседания "круглого стола" "Перспективы развития транспортной логистики в Республике Татарстан" министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Владимир Швецов официально объявил о возобновлении в республике масштабного проекта создания межрегионального логистического мультимодального грузового терминала. Специализироваться он будет на складировании, консигнации, дистрибуции, переработке, распределении и отправке грузов потребителям разными видами транспорта. Его планируется построить в районе поселка Свияжск Зеленодольского района. Стоимость проекта оценивается в 300 млн дол., а финансирование будет проходить за счет частных инвестиций и при поддержке властей.

Уже существуют инвестиционные проекты и конкретные предложения по модернизации и развитию логистической инфраструктуры Поволжья, в том числе и на основе государственно-частного партнерства. Это создание логистических центров на базе Международных аэропортов "Ульяновск-Восточный" и "Нижний Новгород" , строительство мультимодальных транспортно-логистических терминалов в Нижегородской, Самарской и Пермской областях.

Второе предложение - создание единого координирующего центра в регионах, функции которого могли бы взять на себя СРО (саморегулирумые организации) , созданные на основе объединения транспортно-логистических бизнес структур. Именно такие объединения могли бы взять на себя координацию между различными видами транспорта и создание единого транспортно-логистического пространства для участников рынка.

[Графические материалы:

Прогноз темпов роста услуг ТЛК на 2005 г.

Материал доступен в бумажной версии издания]