К тысячелетию автоинспекторы заговорят на пяти языках
Тысячелетие Казани - большой праздник для города и республики. А вот для ГИБДД - работа и работа. Окажется ли достаточно нынешним летом сотрудников татарстанской Госавтоинспекции или придется привлекать помощь со стороны? Какие перемены ждут нас в дорожном движении, ждать ли улучшений по части его безопасности? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили начальника УГИБДД МВД РТ Рифката Минниханова.
- Нынешнее лето обещает быть горячим для ГИБДД, - говорит Рифкат Нургалиевич. - В первые два месяца наверняка будут проблемы с организацией движения. Ведь за оставшееся время дорожникам предстоит навести порядок на улицах Казани, модернизировать светофорные объекты, запустить первую очередь автоматизированной системы управления движением, выполнить ремонт около 60 улиц. Сделать все для того, чтобы перекрытие дорог не парализовало автомобильное движение, должна будет ГИБДД.
С двадцатого августа начнутся праздничные хлопоты. На помощь казанским стражам дорог прибудут триста инспекторов из регионов России и семьсот коллег из районов и городов республики. Причем лучших инспекторов: стаж их службы должен быть не менее пяти лет, а у тех, кому доверят сопровождение кортежей высоких гостей, должен быть и солидный водительский стаж. Так что количество постов ДПС в городе как минимум удвоится. Понятно, что в августе на отпуск никому из сотрудников Госавтоинспекции МВД Татарстана рассчитывать не придется.
- Организована ли для татарстанских инспекторов какая-то особая, предпраздничная подготовка?
- Да, конечно. С начала года по графику каждый инспектор проходит специальные недельные курсы. "Предметы" разные - от курса повышения профессионального уровня (освежения в памяти навыков ручного регулирования и знания города) до "уроков", на которых сотрудники дорожно-патрульной службы изучают... иностранные языки. Гостей мы ждем со всего мира, так что суметь объяснить заблудившемуся иностранцу дорогу, например, к гостинице, для сотрудника ГИБДД - дело чести. Конечно, за неделю выучить английский, немецкий и французский не под силу даже полиглоту, так что от инспектора на дороге требуется умение ориентироваться по специальному разговорнику - такой будет в каждой патрульной машине.
К середине лета ГИБДД республики планирует получить около ста новых авто отечественного производства и некоторое количество иномарок - в основном для сопровождения иностранных делегаций.
- Особый статус праздника наверняка привлечет в Казань много гостей, так что опытные автовладельцы прогнозируют "драконовские" меры по отношению к местным водителям...
- Отношение к нарушителям - неважно, местные они или приезжие, у нас всегда одно - отрицательное. В праздники же упор сделаем на профилактику, так что патрули будут в основном открытые. А вот на контрольных постах милиции на въезде в Казань особое внимание будет уделено досмотру въезжающих авто. Так что приезжающим и казанцам, которые едут, например, в сад через КПМ, нужно запастись терпением и пониманием важности и необходимости тщательного досмотра машины. Кроме визуального досмотра салона и багажника, инспектор на КПМ может проверить выхлоп на токсичность и замерить уровень шума, производимого работающим двигателем.
Будут повышены и требования к внешнему виду авто. Как главный инспектор я должен требовать, чтобы регистрационные знаки были читаемы, а как гражданин республики и житель города хочу, чтобы и внешний вид машин соответствовал значимости момента.
- Возможно, к тысячелетию города местных автомобилистов и ждет благоденствие, но пока по улицам Казани передвигаться все сложнее и сложнее: автомобильные пробки образуются там, где о них еще год назад и слыхом не слыхивали...
- Нужно быть готовыми к тому, что весной и летом их станет еще больше. Даже одна закрытая на ремонт улица провоцирует несколько пробок на объездных, а предполагается ремонтировать одновременно десять-пятнадцать. До 20 августа, пока не откроются все дороги, будет сложно. Зато потом по Казани можно будет ездить относительно спокойно. Заработает объездная дорога через Шали - она во многом поможет распределить транзитный транспортный поток в объезд Казани.
- Но ведь только ремонтом дорог транспортные проблемы такого города, как Казань, не решить...
- Да, нужны кардинальные меры. Я, как инспектор безопасности дорожного движения, считаю необходимым строить стоянки для авто, расширять улицы. Можно разгрузить центр Казани, но для этого пришлось бы пожертвовать торговыми комплексами и частью увеселительных заведений. Но подумайте, что выгоднее в финансовом отношении, что даст больше прибыли - автостоянка или казино? Или еще одна проблема - устаревшие строительные нормативы, предусматривающие количество мест на стоянках возле вновь строящихся зданий. Вот, допустим, Татарский гуманитарный институт. Здесь предусмотрена стоянка только для машин преподавателей - на восемьдесят автомобилей. Но ведь сегодня у каждого третьего студента какое-то свое транспортное средство есть, их куда девать? Здесь необходима парковочная площадь, как минимум, машин на пятьсот, иначе мы будем иметь очередную головную боль.
Не может не беспокоить обилие рекламы, заполонившей пространство возле дорог, отвлекающей внимание водителей и порой серьезно мешающей движению транспорта. А ведь львиная доля рекламных носителей установлена без соответствующих разрешений и документов. И бороться с этим довольно сложно. Как мы можем убрать неправильно установленный рекламный щит? Только через суд. К судам-то у нас претензий нет - решения, ими принятые, нас вполне устраивают, они объективны и обоснованны. Однако механизм исполнения таких решений работает зачастую с запаздыванием. Тем не менее надеюсь, что к тысячелетию Казани все незаконные рекламные щиты и придорожные постройки будут убраны. Работа в этом направлении активно ведется уже с января. Бывает, вечером самовольно установлен щит, а утром уже демонтирован. И никто пока не пожаловался - понимают, что сделали незаконно.
- Рифкат Нургалиевич, по итогам прошлого года вы стали победителем республиканского конкурса "Руководитель года" в номинации "Лучший руководитель подразделения внутренних дел". Это не только высокая оценка личных профессиональных качеств, но и "пятерка", поставленная всей возглавляемой вами службе. Но ведь показатели аварийности в республике растут...
- Считать основным показателем эффективности нашей работы число аварий - это не совсем правильно. Думаю, нашу работу нужно оценивать по количеству выявленных нарушений и наказаний на этот счет - мы же, как ни крути, орган карательный. В прошлом году наказаны почти четыре тысячи руководителей за те или иные нарушения по части безопасности дорожного движения и выявлено полтора миллиона нарушений - значит, работает ГИБДД. Другое дело, что наказание порой запаздывает или оказывается чрезмерно мягким. Как главный государственный инспектор безопасности дорожного движения республики я свои недоработки вижу в том, что не всегда нам удается наказать нарушителя по заслугам. Не хватает административного ресурса - кодекса, четко определяющего адекватность и неотвратимость наказания.
"РТ".