Перейти к основному содержанию

Главная      Политика. Не попасть в долговую яму

Политика. Не попасть в долговую яму

Социальное значение обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств

Первого января 2005 года вступил в силу Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" N 196J-IV.

Необходимость введения этого закона на данный момент обусловлена несколькими исключительно важными обстоятельствами социального, макроэкономического и политического характера.

Прежде всего на закон возлагается задача социальной защиты общества от негативных последствий дорожного движения, бурное развитие которого в Украине приводит и к многомиллиардным убыткам в результате дорожно-транспортных происшествий. К сожалению, в Украине по вине водителей каждый год происходит до 300 тысяч ДТП, в которых гибнут около 5 тысяч и травмируются более 60 тысяч человек. По оценкам экспертов по безопасности дорожного движения, ежегодные убытки только от повреждения автомобилей превышают 2 млрд. грн. При этом каждый третий водитель не* в состоянии компенсировать затраты на лечение потерпевших и убытки, нанесенные их имуществу, равно как и собственные потери. В таких условиях наиболее острой социальной и нравственной проблемой, возникающей перед обществом, является потеря семьями кормильцев. На разрешение ее в значительной степени и направлен закон, и обязательное страхование граждански-правовой ответственности автовладельцев в частности.

ДТП, количество которых в Украине каждый год увеличивается, причиняют ущерб не только жизни, здоровью и имуществу граждан, но и представляют серьезную угрозу для социально-экономической стабильности государства в целом. Ведь на дорогах, с одной стороны, уничтожается значительная доля национального богатства, а с другой — гибнет или становится инвалидами большое количество людей. В результате этого государство теряет специалистов и получает большое количество социально незащищенных членов общества, которые в дальнейшем нуждаются в дополнительной материальной поддержке. Причем ущерб наносится не только отдельным семьям, которые теряют материальное благополучие и кормильцев, превращаясь в социально незащищенную прослойку общества. Такое положение дел сильно подрывает потенциал экономики государства.

Страхование — единственный инструмент, позволяющий, с одной стороны, гарантировать защиту интересов потерпевших в аварии и обеспечить им выплату компенсации, а с другой — уменьшить материальные затраты, которые ложатся на виновника ДТП и его семью. На макроэкономическом же уровне ОСГПО позволяет перевести непредвиденные материальные потери граждан и предприятий в область прогнозируемых затрат страхового рынка на социально-экономическую стабильность государства.

Законом устанавливается эффективный механизм гарантированного возмещения ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевших в результате ДТП. При этом функционирование данного механизма происходит не за счет государственных средств, а с использованием рыночного механизма страхования. Осознание этого факта исключительно важно, учитывая ключевое место страхования в системе социальной защиты в странах с рыночной экономикой. По сути дела, Украина сегодня находится в процессе перехода от старой системы социальной защиты, при которой государство сосредоточивает в своих руках контроль за всем национальным богатством и самостоятельно осуществляет его перераспределение между членами общества, к рыночной, когда значительная часть социальных функций делегируется рыночным структурам. На этом этапе исключительно важным является формирование в государстве полноценной и эффективной системы страховой защиты.

Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев — один из наиболее массовых видов страхования во всех развитых странах мира, таким оно должно стать и в Украине. И именно оно может стать катализатором развития системы страховой защиты, а также базой для формирования у населения Украины соответствующего уровня страховой культуры. Данный вид страхования должен стать для большинства украинцев первым примером эффективности страховой защиты и сформировать спрос на другие виды страхования, что в конечном итоге позволит создать полноценную национальную систему страховой безопасности. Однако на сегодняшний день статистика у нас неутешительна: из-за низкого уровня страховой культуры среди населения и, как следствие, небольшого количества застрахованных в период с 2000 по 2004 года только в 11 380 случаях пострадавшие смогли воспользоваться преимуществами страховой защиты и получить страховые компенсации.

Страхование является не только эффективным, но и цивилизованным механизмом урегулирования проблемы ответственности перед пострадавшими в ДТП, который позволяет не превращать участников дорожного движения в заложников аварийных ситуаций. Так что украинские граждане, волей случая ставшие виновниками ДТП, не будут попадать в долговую яму, а потерпевшие будут получать компенсацию, адекватную их потерям.

Законом предусматриваются беспрецедентные льготы для пенсионеров, инвалидов и участников боевых действий: страховой рынок, собственно, за счет своих средств осуществляет страхование участников боевых действий и инвалидов первой группы, для пенсионеров же и инвалидов второй группы страховой платеж уменьшен в два раза.

Также есть надежда, что законодатели сделают еще один шаг навстречу автомобилистам и утвердят процедуру, при которой получение страховой компенсации будет проходить в страховой компании, где страхователь заключал договор. Это должно значительно упростить процесс урегулирования убытков и еще больше приблизить страхование к людям.

Следует также отметить и роль данного вида страхования в повышении безопасности дорожного движения. Благодаря системе бонус-малус, предусмотренной законом, созданы льготные условия страхования для участников движения, которые своими действиями не приводят к авариям на протяжении года (нескольких лет).Следовательно, аккуратные водители будут платить за страхование значительно меньше, а это значит, что наличие страховой защиты никоим образом не повлияет на ответственное отношение водителей к управлению автомобилем. Напротив, с введением данного вида обязательного страхования создается дополнительный экономический стимул к безаварийной езде. Следует отметить, что в развитых странах, в которых действует ОСГПО, постоянно уменьшается количество человеческих жертв в ДТП. В частности, во Франции за последние 30 лет количество людей, погибающих в ДТП в течение года, сократилось с 16 до 5,7 тыс. чел. В Украине, к сожалению, сегодня тенденция обратная.

Таким образом, закон не только должен стать важным этапом на пути построения социально защищенного общества в Украине, поддержать экономическую стабильность в стране, но и придать мощный импульс развитию национальной системы страхования. В то же время все это может приблизить Украину к объединенной Европе.

В частности, первым реальным интеграционным шагом на этом пути, который предусматривается законом, является полноправное вхождение Украины в международную систему автострахования "Зеленая карта", обеспечивающую финансовую защиту украинских автомобилистов за рубежом в 43 странах Европы, Азии и Африки. Эта система действует уже более 50 лет, с 1 января 2005 года с вступлением в силу Закона Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" Украина также стала ее полноправным членом.

Однако в последнее время делаются попытки сформировать негативное отношение автовладельцев к этому закону, навязывается мнение о якобы неподготовленности его введения, чрезмерных доходах страхователей или введении еще одного необоснованного налога для пользователей наземного транспорта.

В Верховной Раде Украины зарегистрированы несколько законопроектов, предусматривающих существенные изменения в законе, принятие которых фактически сделает невозможным его своевременное и полноценное введение.

Принятие какого-либо из законопроектов об отмене обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств разрушит механизм защиты прав и интересов пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, замедлит задекларированные евроинтеграиионные процессы, негативно скажется на инвестиционной привлекательности нашей страны. Вместе с тем вполне возможным последствием этой ситуации может стать прекращение членства в международной системе автострахования "Зеленая карта", что нанесет Украине и многомиллиардные прямые убытки.

Учитывая изложенное, действие Закона Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств", по нашему мнению, социально важно и обеспечивает соблюдение национальных интересов Украины и наших граждан на социальную защиту.

***

фото: