Перейти к основному содержанию

Главная      Дальняя дорога, казенный дом и... пустые хлопоты

Дальняя дорога, казенный дом и... пустые хлопоты

В прошлом году ГИБДД получила полное право действенно бороться со злостными штрафниками-неплательщиками: в законную силу вступила ч.1 статьи 20.25 Административного кодекса "Неуплата административных штрафов". Теперь нарушители правил дорожного движения, не пожелавшие добровольно оплатить штраф, могут быть привлечены к ответственности судом. Санкция - штраф в двойном размере либо административный арест до 15 суток.

Но благие намерения пополнить федеральную казну за счет злостных нарушителей лопнули мыльным пузырем. А все потому, что изначально Кодекс РФ об административной ответственности был рассчитан на... законопослушных граждан.

Раньше все было проще. До июля 2002 года за любое нарушение правил дорожного движения у водителя изымали удостоверение. И возвращали лишь в обмен на квитанцию об уплате штрафа. 30 суток водитель мог управлять транспортным средством по временному разрешению. Таким образом, гарантия оплаты штрафа была прямо-таки железобетонная. Вступивший в силу 1 июля 2002 года Кодекс РФ об административных правонарушениях позволил автолюбителям вздохнуть свободней. Теперь за мелкие правонарушения водительское удостоверение не отбирали. Просто выписывали штраф. Поймали тебя, например, за превышение скорости - получи квитанцию. Оплати ее в Сбербанке и отвези инспектору. Как вариант - заплати на месте. По квитанции.

Оставим в стороне вопрос о том, что автолюбители предпочитали отдавать деньги без формальностей, вроде как в знак благодарности за лояльность инспектора. Речь сейчас не о том, а о новой категории, которая образовалась в июле 2002 года. Эти водители раз за разом нарушали правила и закономерно получали квитанции на уплату штрафа. И, отъехав от инспектора на десяток метров, выбрасывали в окно мятый бумажный шарик. Санкций, направленных на борьбу со злостными неплательщиками, не предусмотрели. А безнаказанность, как известно, развращает. Именно поэтому через полтора года в кодекс внесли соответствующую поправку.

Песчаный карьер, пляж - два человека!

На столе Светланы Мерецкой, начальника отдела методического обеспечения административной практики и дознания УГИБДД УВД Хабаровского края, внушительная пачка листов. Каждый - "досье" на конкретного нарушителя.

- Вот этот не оплатил 61 штраф, этот - 58, этот - 54, - перечисляет Светлана Аркадьевна. - За какой срок? За год.

Это те самые ребята, которые раньше каждому инспектору ДПС, попавшемуся на пути следования, легко отстегивали полтинник. Они так привыкли, и им трудно перестроиться.

- Теперь все эти нарушители пойдут мести улицы? Или на песчаный карьер?

- К общественным работам в Хабаровске не привлекли ни одного водителя, - разочаровывает меня Светлана Аркадьевна. - Хотя на периферии были такие случаи. В списках злостных неплательщиков, в основном, молодежь 25 - 30 лет. Встречаются и постарше. Ни разу не попадались дела на водителей за пятьдесят. Не встречались в списках штрафников и женщины.

Итак, штрафные деньги побежали в казну, но... тонким ручейком. Ожидалось, что этих денег будет все же больше. Потому что суммы штрафов попадаются солидные.

- Вот у этого рекордсмена более 50 штрафов по 50 рублей, а есть еще по 100 и по 200, - берет верхнее "досье" Светлана Аркадьевна. - В сумме получается три с половиной тысячи. Итого к оплате по решению суда должно быть семь тысяч рублей.

Причин для наложения штрафа предостаточно. Это и тонировка, и превышение скорости, и ремень безопасности, и отсутствие номеров. Ну, это ладно, это прописано в правилах и не вызывает недоумения. Но какое отношение к ГИБДД имеет страховка? Почему за ее отсутствие инспектор может выписать штраф?

- Ну а как же? Страхуется ответственность водителя. А все, что связано с водителем и транспортным средством, относится к безопасности дорожного движения и касается ГИБДД. Мы законодательно имеем право контролировать наличие полиса.

За что платим

Еще жива в памяти автолюбителей полоса недоумения - год 1996, когда штрафовали за неправильную аптечку. Причем содержимое аптечки никого не интересовало. Главное, чтобы фасад был правильный. Сейчас это стыдливо называют перегибами на местах. А тогда "перегибы" влетели в копеечку многим автолюбителям.

Или год 1999, когда меняли старые автомобильные номера на новые. Мотивации - никакой. Воспринято это было, как очередная "обдираловка".

Получается, что частник не застрахован от новых фантазий высоких чиновников? И его будут ждать штрафы за бог знает какие новые прегрешения?

- Не нужно преувеличивать, - Светлана Аркадьевна вновь берет в руки стопку бумаг. - Вот, посмотрите, здесь нет ни одного неправомерного штрафа. Сегодня все требования, которые предъявляют инспекторы ДПС, находятся в рамках закона. Инспектор должен объяснить правонарушителю суть его правонарушения, при этом сослаться на нормативный документ.

А вот такое нарушение, как неправильная парковка - бич любого большого города, - остается практически безнаказанным. Штрафная квитанция под дворником - это не для России. Потому что росписи о вручении нет (вспомним повестки из военкомата). Ждать водителя нереально - можно целый день прождать. Увозить автомобиль на эвакуаторе - никаких эвакуаторов не хватит.

Закон, что дышло

Что же касается более серьезных правонарушений, за которые предусмотрена страшная кара - изъятие водительского удостоверения, - так тут вообще благодать нечистоплотным инспекторам. Любой водитель со свежим перегаром отдаст всю наличность, чтобы не лишиться прав на два года. И еще будет считать благодетелем "понятливого" инспектора.

- Проблема известная, чего тут скрывать. В управлении ГИБДД работает специальная служба, которая выявляет нечистоплотных инспекторов ДПС. И, поверьте, для этого существуют свои методы. Какие - секрет.

В некоторых странах, к слову, контроль за законностью принимает самые замысловатые формы. Вплоть до обыска стража дороги на предмет наличия при нем денег во время дежурства. Чтобы мзду с нарушителей в карман не собирал.

Если честно, трудно на дороге не заработать штраф. Например, сверх меры разогнаться на ровной пустынной дороге.

- Знаете, почему у нас нарушают правила дорожного движения? У нас нет боязни неотвратимости наказания, - уверена Светлана Мерецкая.

- К вопросу о неотвратимости. Не кажется ли вам, что закон должен быть один для всех?

После этих слов я пересказываю собеседнице сообщение на информационном сайте "Дайджест хороших новостей": "В Германии полицейский выписал штраф своему напарнику за неправильно припаркованный автомобиль". А ведь у нас перед глазами противоположные примеры. Обидно же простым нарушителям наблюдать корпоративную слепоту, когда водитель без ремней безопасности в разукрашенном милицейском автомобиле летит птицей через сплошную полосу или на красный сигнал светофора. Может, и поэтому еще штрафники не хотят раскошеливаться?

Скоро сказка сказывается...

Но даже если правонарушитель готов заплатить, он сталкивается с целым каскадом трудностей. Его просто провоцирует на дачу взятки громоздкая система оплаты штрафов. Гораздо проще ведь дать купюру инспектору и ехать восвояси, чем ждать, пока тебе выпишут квитанцию, потом отстоять очередь в Сбербанке, а затем попасть на прием в ГИБДД или вернуться к инспектору. Потому что нет системы оперативной передачи данных от Сбербанка в систему МВД.

Если человек совершил правонарушение, предусматривающее штраф до 100 рублей и не оспаривает решение инспектора, он получает к оплате постановление-квитанцию. Без составления протокола. Если правонарушение "стоит" более 100 рублей или если нарушитель не согласен с инспектором, составляется протокол и, согласно статье 32.2, выносится постановление. Разница в этих двух действиях для водителя только в длительности процедуры заполнения документов. А для инспекции ГИБДД - в количестве бумаги и этапов разбирательства. С момента события - вынесения постановления - водителю дается 10 дней на обжалование решения инспектора. Затем идет время - 30 суток - на добровольную оплату штрафа. И после этого - еще 30 суток, чтобы предъявить в ГИБДД квитанцию об оплате. Итого, 70 суток. Конечно, проще отдать свой "стольник" инспектору на месте! Не берет? Пишет квитанцию? Ну некогда заниматься всей этой канителью. Да ну ее, эту квитанцию! В окошко ее!

Почему буксует закон?

И вот тут на защиту справедливости пришла поправка - ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сначала результат был, народ пошел платить. Но постепенно закон забуксовал. И на это есть две серьезные причины.

Первая - неявка штрафника в суд.

К злостным нарушителям на дом не ходят. Ждут, пока они сами явятся в ГИБДД по какой-нибудь своей нужде. Или вылавливают на дорогах с помощью полосатой палочки. "Пробивают" по базе данных. Если это происходит утром, инспектор производит задержание и доставляет должника в дежурную часть РОВД.

Сюда же, дежурному РОВД, доставляется папка доказательств: компьютерная распечатка долгов, пачка неоплаченных постановлений. Дежурный составляет на задержанного административный протокол. Потом сотрудник РОВД везет должника в мировой суд по месту его жительства. В идеале судья, если он свободен, может сразу рассмотреть дело и вынести решение. Но в Хабаровске таких случаев еще не было.

Были другие

Обычно судья назначает суд на следующий день, а с задержанного берется расписка, что он непременно явится на рассмотрение дела. Как правило, расписку пишут с готовностью. Но в суд... не являются. И теперь это уже головная боль судьи. Судья начинает слать штрафнику повестки, которые, на манер квитанций от инспектора ДПС, выбрасываются в ведро бумажными шариками. И никому за это ничего не будет. Конечно, судья может вынести определение о принудительном приводе. И виновника торжества приведут в суд в халате и тапочках. Если застанут дома. А потом выяснится, что долгу-то у него два раза по пятьдесят. И стоили те деньги усилий стольких серьезных людей?

Если же инспектор ГИБДД задержал штрафника во второй половине дня, когда нет смысла идти в суд, он берет с должника расписку. О том, что тот сам добровольно явится в суд. Дальше - по вышеописанной схеме.

Таким образом, в этом процессе задействованы сразу три структуры. А толку - будто ни одной.

А теперь - вторая причина

- Мы совершенно неожиданно столкнулись с отсутствием взаимопонимания с некоторыми судами. С Железнодорожным, Центральным и Кировским трений не возникает, а вот с Краснофлотским, Индустриальным, Бикинским никак не можем прийти к общему мнению, - говорит Мерецкая.

Несовершенство законодательства привело к тому, что краевое управление ГИБДД не может договориться с судами по важному вопросу: как трактовать это административное правонарушение - как длящееся или нет? Что означает этот термин? Оказывается, вопрос упирается в дату выявления правонарушителя и доставки его в суд.

- Судьи требуют, чтобы нарушитель был доставлен в суд именно на 71-е сутки. И все аргументы о том, что у нас нет ни технических средств, ни права прийти к человеку домой и арестовать его, не убеждают судей. Мы можем не найти штрафника даже в течение полугода после истекших 70 суток. Возможно, он вообще уехал из Хабаровска надолго. Поэтому мы считаем, что это правонарушение длящееся, и нарушителя можно привлечь через месяцы после истечения определенного времени.

Но судью убедить сложно. Судья - процессуально независимое лицо. И решения принимает сам. В пленуме Верховного суда есть разъяснение понятия "длящееся правонарушение", но в управлении ГИБДД его опять-таки понимают так, а в судах этак. Ни в одном законе не прописано четко, какое время должно пройти, пока поймается правонарушитель.

На сегодняшний день судейская практика по этому вопросу только начинает нарабатываться. И судьи, по всему чувствуется, не желают быть первооткрывателями и совершать судебные ошибки.

В марте этого года состоялся семинар судей Хабаровского края, где этот вопрос тоже подробно обсуждался. Но так и остался открытым.

Если даже столь компетентные люди не могут прийти к общему решению, нарушителям дорожных правил, надо полагать, в России еще долго ничто не будет угрожать...