МИНИСТР ИЗВИНИЛСЯ ЗА "ГАЗЕЛИ"
Верно говорят - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Министр транспорта РФ Игорь Левитин еще меньше месяца назад обрушился с критикой на Горьковский автозавод и называл "Газели" чуть ли главными виновниками аварий на российских дорогах. Однако, побывав на ГАЗе, министр кардинально изменил свою точку зрения.
В Нижний Новгород Игорь Левитин приехал 31 марта, чтобы принять участие в совещании, посвященном усилению контроля за деятельностью предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки на автомобильном транспорте. Вместе с министром столицу Приволжья посетили руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров, глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько, начальник департамента безопасности дорожного движения МВД Виктор Кирьянов и другие VIР-персоны.
Место проведения подобного совещания было выбрано не случайно. Все понимали, что Левитин в первую очередь рассчитывает лично разобраться - качественные или нет микроавтобусы собирают на ГАЗе. И автозаводцы связывали с приездом министра большие ожидания. К примеру, руководитель пресс-службы ОАО "ГАЗ" Гамов Олег прямо сказал: "Надеюсь, что после визита на ГАЗ Игорь Левитин изменит свое отношение к "Газелям". И надежды эти в итоге полностью оправдались.
Визит на автозавод произвел на министра вполне благоприятное впечатление. Левитин побывал в цехах производства грузовых автомобилей, осмотрел выставку выпускаемой и перспективной техники марки "РусПромАвто".
Но, конечно, наибольшее внимание было уделено производству "Газелей". Кстати, именно на этом участке впервые началось успешное внедрение производственной системы ГАЗ. В эффективности коей и пришлось убедиться министру. Левитин не скупился на комплименты в адрес автозаводцев. "Горьковский автомобильный завод сегодня работает по новым передовым технологиям и с современным подходом к работе" , - сказал министр. "Видимо, новая команда менеджеров и управленцев сумела вывести производство на новый уровень. Я был на нескольких автомобильных заводах и увидел, что на ГАЗе подход к производству более современный" , - добавил он.
В ходе встречи с представителями ГАЗа Левитин ознакомился и со статистикой, которая подтверждает, что нет случаев, когда аварии с участием "Газелей" произошли бы из-за технической недоработки конструкции. Более того, по словам главного конструктора ОАО "ГАЗ" Владимира Четверикова, автозавод постоянно увеличивает вложения средств в безопасность конструкций. И деньги эти не уходят, подобно воде, в песок. Что и продемонстрировали министру, подробнейшим образом ознакомив его с процессом непрерывного совершенствования "Газелей" , начиная с освоения производства 13-местного микроавтобуса в 1996 году.
НАПОМНИМ В 1998 году в соответствии с вновь введенными требованиями органа по сертификации освоено производство автобусов ГАЗ-322132, предназначенных для маршрутных перевозок. ГАЗ-322132 получил новую планировку салона. Сиденья стали размещаться с учетом обеспечения свободного прохода к эвакуационным выходам. Специально для этих автобусов были освоены новые усилители пола, ограждающие элементы и поручни, изменено основание пола и установлена дополнительная подножка. В 2000 году начата разработка и подготовка производства новой модификации автобусов ГАЗ-322133 - маршрутное такси с высокой крышей и распашной дверью, полностью отвечающей требованиям Правил N52 ЕЖ ООН. В 2002 году начато производство этих автомобилей, предлагаемых потребителю наряду с ГАЗ-322132. - В начале 2003 года проведен рестайлинг семейства "Газель" , в результате которого освоены новая эргономическая панель приборов, новая высокоэффективная система вентиляции и отопления, значительно улучшившая микроклимат. Применены новые шумовибро-изолирующие материалы с алюминизированным защитным противопожарным слоем, установлены новые блок-фары с высокими показателями светового потока, созданы условия для установки /IВS-тормозов и экологических систем. С июля 2003 года все маршрутные такси ГАЗа окрашиваются в яркий желтый цвет, позволивший отличать фирменную продукцию завода от несанкционированных переделок.
В июле 2004 года все маршрутные такси ГАЗа оснащаются антиблокировочной системой тормозов. Совместные работы с фирмой Bosh велись еще с 2000 года и включали в себя разработку новых узлов, программное обеспечение, испытания в различных дорожно-климатических условиях.
С ноября 2004 года начата установка двигателей, обеспечивающих экологические нормы безопасности ЕВРО-2.
2005 год - все "Газели" оборудуются новыми широкоугольными зеркалами заднего вида с высокими показателями обзорности.
После таких аргументов мало кто сомневался в результатах многочасового совещания, в коем принимали участие как гости из Москвы, так и представители ГАЗа и правительства области. Действительно, Игорь Левитин по его итогам признал, что "Газель" , собранная на Горьковском автозаводе, - вполне качественный и безопасный микроавтобус. "У нас нет претензий к автомобилям ГАЗа, - подчеркнул министр. Претензии же есть прежде всего к тем, кто осуществляет пассажирские перевозки. Ведь не секрет, что многие частные перевозчики используют газовские автомобили, скажем так, не по назначению. Переделывают грузовые "Газели" в микроавтобусы, которые не выдерживают никакой критики и не соответствуют никаким нормам безопасности. На многих пассажирских автопредприятиях оставляет желать много лучшего подготовка водителей, сильно изношен автопарк. Это и приводит к авариям.
Участники совещания сошлись во мнении, что необходимо усилить контроль за деятельностью автоперевозчиков. Например, стоит ужесточить меры, принимаемые к "самоделкиным" , возомнившим себя великими конструкторами и переделывающим грузовики в автобусы. Или тех, кто самовольно пытается увеличить вместимость за счет переоборудования салона. Стоит увеличить и срок обучения водителей пассажирского автотранспорта.
Что же до ГАЗа, то к нему у Левитина сегодня есть только несколько пожеланий. В первую очередь насытить рынок "Газелями" с более высоким потолком. А затем приступить к производству микроавтобусов с багажными отделениями. Впрочем, убедить перевозчиков приобретать более безопасные, но и более дорогие машины, это уже скорее забота Министерства транспорта, нежели ГАЗа. Хотя автозавод в принципе не отказывается от предложений Левитина и в ходе совместной с ним работы готов претворить его идеи в жизнь.
Между прочим, по словам главного конструктора ГАЗа Четверикова, предприятие уже реализует одно из пожеланий министра, связанное с выпуском более вместительных автобусов. ГАЗ начал осваивать пассажирский автобус "Валдай" вместимостью 20-25 пассажирских мест. Эти машины на базе шасси ГАЗ-3310 "Валдай" будут производиться на Павловском и Курганском автозаводах.
Но главный итог совещания, это, конечно, официальное снятие с "Газелей" правительственной "анафемы". Теперь уже совершенно очевидно, что автозаводцы и Министерство транспорта все же смогли найти общий язык и общие интересы. Никто не будет убирать "Газель" с рынка пассажирских перевозок. А значит, ни дилерам, ни потребителям нет никаких резонов отказываться от сотрудничества с автогигантом.
И остается только надеяться, что недоразумений, подобных тому, которое случилось накануне 8 Марта, впредь не повторится.