Виноваты не автобусы, а их владельцы
По оценкам компетентных специалистов, микроавтобус "газель" - автомобиль неудобный. Сроки его безопасной эксплуатации крайне малы, осуществлять на нем перевозки на расстояние далее пятидесяти километров не рекомендуется, да и комфортность передвижения в нем повышенной, согласитесь, не назовешь. Однако русский менталитет - особый. Неисправные тормоза спичкой подоткнул, колесо веревкой привязал - и погнал хоть в Москву, хоть в Петербург. А что касается комфорта, так не нами придумано, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Обмануть, в принципе, можно кого угодно жену, начальника, службу технического контроля, выпускающую на линию неисправный автомобиль, сотрудника ГАИ и так далее. Нельзя обмануть только судьбу, которая жестоко мстит за подобные попытки. Свидетельство тому - большое количество дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов малой вместимости - "газелей". Вина в этом лежит не на автомобиле как таковом, а на том, кто им управляет. Более того, директор департамента транспорта и связи Тульской области Вячеслав Ростиславов на недавней пресс-конференции подчеркнул, что не только на водителях, но и на руководителях коммерческих автотранспортных предприятий, которые самоустранились от работы с водительским составом и от организации труда и отдыха своего персонала. Не секрет, что высококвалифицированные водительские кадры, осуществлявшие пассажирские перевозки на заре зарождения маршрутных такси, постепенно растворились в массе гораздо менее профессионально подготовленного персонала. И ныне не редкость увидеть за рулем маршрутки водителя, неспособного правильно посчитать сдачу с десяти рублей. Да и откуда набрать столько ответственных кадров, если "газелей" на дорогах расплодилось невесть сколько. К тому же лучшие водительские кадры отбыли в соседнюю Москву. Вот и приходится нанимать на работу, по меткому выражению начальника УВД Тульской области генерала Рожкова, "черт-те кого". И учтите, что гоняться за рублем "черт-те кому" приходится отнюдь не в идеальных условиях пустого полигона, а по перенасыщенным автотранспортом улицам. Так, на популярном 18-м маршруте в Туле трудятся в поте лица аж 212 "газелей" вместо предусмотренных 40, на 21-м маршруте - 70 вместо 50, и так далее. А потом колеса отлетают... При всем этом коммерческие перевозчики, как уже было сказано, не считают нужным тратить время на такие мелочи, как, например, организация медицинского освидетельствования водителя перед выездом на линию. Тем более что большинство маршрутных такси стоят по дворам и платным стоянкам. Там же силами самих водителей и техосмотр проводится, и мелкий текущий ремонт. Ясное дело, что безопасности на автодорогах с появлением на них подобных транспортных средств не прибавляется. А поскольку в процессе работы водители еще и правила дорожного движения регулярно нарушают, то ничего удивительного нет в том, что количеством аварий, в том числе и крупных, озабочена теперь не только служба ГАИ, но и администрация области. По словам все того же Вячеслава Ростиславова, меры, принимавшиеся ранее для обеспечения безопасности дорожного движения, должного эффекта так и не дали. Пришло время придумывать что-то новое. Слава Богу, в верхах понимают, что бороться нужно не с "газелями" , а с теми, кто сидит за рулем. Для этого необходимо консолидировать усилия всех служб ^занимающихся маршрутными такси. Нужны единая маршрутная сеть и единая диспетчерская служба для каждого города. Остро стоит вопрос об организации обязательного медицинского освидетельствования водителей и технического осмотра автомобилей перед их выездом на маршрут. И самое главное, водители должны привлекаться к работе только на конкурсной основе. Кстати, за последние два месяца автодорожная инспекция по разным причинам отказала в выдаче лицензий примерно десяти процентам от общего числа желающих заняться перевозкой пассажиров по городским маршрутам. И это только начало. В самое ближайшее время планируется не только прекратить выдачу лицензий "черт-те кому" , но и приостановить действие или аннулировать лицензии тех "черт-те кого" , которые успели обзавестись нужными бумагами и теперь создают аварийные ситуации на дорогах на законном основании. ГАИ и автодорожная инспекция уже занялись формированием "черного списка" , в который заносятся неоднократные нарушители правил дорожного движения. После того как этот список будет составлен и передан руководителям автотранспортных предприятий, работу по этой специальности всем упомянутым в нем придется искать исключительно за пределами Тульской области. В более отдаленных планах - запретить использование автобусов малой вместимости на междугородных маршрутах. Беспристрастные цифры гласят, что за последние годы не зафиксировано ни одного серьезного ДТП со стороны водителей больших междугородных, пригородных и туристических автобусов. Все они на совести водителей "газелей". По мнению Вячеслава Ростиславова, решение данной проблемы только в одном. При междугородных перевозках надо переходить на большие автобусы. Тем более что хозяева "газелей" , имеющие доход в 40-55 тысяч рублей в месяц с каждой машины и ежемесячно выплачивающие при этом вмененный налог в размере 600 рублей, вполне способны в течение года скопить сумму, достаточную для приобретения одного или нескольких автобусов. Что же касается перевозки пассажиров по городу, то здесь вопросы ставятся по-иному. Борьба предстоит, как уже говорилось, не с "газелями" , а с теми, кто нарушает правила дорожного движения. Планируется также более "свободное" передвижение "газелей". Так, областное управление ГАИ, по словам его начальника Николая Меркулова, в ближайшее время планирует выйти в управу Тулы с предложением упразднить трамвайное движение по улице Советской, поскольку считает трамвай исчерпавшим себя и отжившим свой век видом транспорта, а также с требованием упорядочить парковку автомобилей на обочинах центральных улиц города. Ведь трогающиеся с обочины "чайники" тоже представляют собой угрозу безопасности дорожного движения.