Перейти к основному содержанию

Главная      ПРИОРИТЕТ - РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ПРИОРИТЕТ - РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Министр транспорта РФ Игорь Левитин совершил рабочую поездку в Сибирский федеральный округ

В ходе рабочей поездки Игорь Левитин посетил Новосибирскую и Кемеровскую области, ознакомился с проблемами и перспективами транспортных комплексов регионов, обсудил с их руководителями приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры.

Готовится к переменам законодательная база в сфере пассажирских перевозок. Завершается разработка Транспортного устава РФ. Скоро этот документ поступит на утверждение в Государственную Думу. Устав поможет решать проблемы подготовки водителей общественного транспорта с учетом их опыта, стажа, что во многом обезопасит перевозку пассажиров.

В Новосибирске главной темой обсуждения стало состояние дорожно-строительного комплекса. Новосибирск находится на перекрестке важнейших транспортных артерий - Транссиба, федеральной автодороги "Байкал" , авиационных и речных магистралей. Городу уже давно необходима объездная дорога, в часы пик он буквально задыхается от многокилометровых транспортных пробок, реальная скорость движения падает до 20-40 километров в час, возрастают потери перевозчиков. Все это приводит к усилению отрицательных экологических последствий и к ухудшению безопасности дорожного движения. Разрешить ситуацию поможет обходная дорога, строительство которой ведет с 1999 года федеральное управление автодорог "Сибирь". Речь идет, конечно, не только о Новосибирске, но и о целом регионе, которому новая дорога жизненно необходима.

Совершив облет объекта на вертолете, Игорь Левитин смог оценить, как развернуты работы на пусковых комплексах будущей объездной дороги, насколько загружены автотрассы Новосибирска и подходы к нему.

По мнению министра, в северный обход Новосибирска нужно ежегодно инвестировать 1, 6 млрд рублей. В 2005 году на финансирование этого объекта выделено 600 млн руб.

Министр отметил также, что в Новосибирске есть еще один важный транспортный объект - аэропорт Толмачево, где необходимо завершить строительство второй взлетно-посадочной полосы и реконструкцию существующего терминала, что сразу повысит пропускные возможности аэропорта. Есть смысл и перспектива в привлечении инвесторов для строительства еще одного, нового международного терминала, который позволит обслуживать до пяти миллионов пассажиров ежегодно.

В ходе визита в Новосибирск глава Минтранса провел региональное совещание с руководителями учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для транспортного комплекса Сибирского федерального округа. Совещание проходило в стенах Сибирского государственного университета путей сообщения - более чем за семидесятилетнюю историю вуза его порог впервые переступил министр транспорта России.

Нисколько не умаляя достоинств отраслевой системы профессиональной подготовки, Игорь Левитин подчеркнул, что в свете перспективы интеграции России в ВТО вопрос о повышении качества образования остается открытым. Будущее, видимо, за созданием новых образовательных цепочек, от начальной подготовки - к среднему и затем высшему специальному образованию.

Ректоры вузов региона высказали свою озабоченность намерениями правительства передать учебные заведения отрасли под эгиду Министерства образования и науки РФ.

В первый день своего пребывания в Кузбассе Игорь Левитин вместе с губернатором Аманом Тулеевым побывал на выставках-ярмарках "Транссиб-Экспо" , "Экспо-Связь" , "Интерком" , где наглядно представлена реализация федеральных целевых программ развития транспорта Сибири.

Ни для кого не секрет, что Кузбасс сегодня является крупнейшим поставщиком транспортных услуг и занимает первое место в Сибирском федеральном округе по объемам перевозок грузов. Кроме того, регион имеет самый крупный парк технологического железнодорожного транспорта и самую разветвленную сеть автомагистралей.

На "Экспо" внимание министра привлекла спутниковая радионавигационная система управления муниципальным транспортом, внедренная в Кемерове. Там же Игорь Левитин ознакомился с проблемой благоустройства, ремонта и строительства дорог в областном центре. После осмотра выставки министр и губернатор возложили цветы к монументу "Память шахтерам Кузбасса" на Красной Горке и продолжили рабочую часть встречи.

В частности, глава Минтранса принял участие в заседании "круглого стола" по актуальным вопросам развития транспортной инфраструктуры Кемеровской области, за которым собрались представители федеральных и региональных органов власти и деловых кругов. Здесь обсуждались перспективы привлечения частных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру, тарифная политика транспорта, развитие автомобильных перевозок и воздушного транспорта.

Выступая на заседании, Игорь Левитин отметил, что Кузбасс находится на передовых позициях в развитии современных транспортных технологий и промышленной инфраструктуры. Большой интерес для других регионов, по словам Левитина, представляет реализованный в Кемеровской области проект, связанный с увеличением провозных способностей в районах, где строятся новые шахты и разрезы. Игорь Левитин подчеркнул, что накопленный опыт необходимо совершенствовать. В частности, определить правила возврата тех средств, которые частные инвесторы вкладывают в модернизацию углепогрузочных станций и магистральных путей российских железных дорог. В ходе заседания были обсуждены вопросы формирования новых подходов в тарифной политике, для того чтобы успешно реализовывать добываемый в Кузбассе уголь не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Крайне важным назвал министр и интенсивное развитие воздушного транспорта в Кузбассе и сибирских регионах. В формировании, современной инфраструктуры отрасли он видит большое будущее. И эта работа, полагает Левитин, может проводиться с участием сетевых авиакомпаний.

Выступившие руководители предприятий предложили конкретные меры по исправлению сложившегося положения, когда при организации перевозок особые преимущества имеют только предприятия магистрального транспорта.

В свою очередь губернатор области Аман Тулеев остановился на опыте взаимодействия железнодорожников с шахтерами, который позволил направить на развитие транспорта в Кузбассе около пяти миллиардов рублей и обеспечить в прошлом году вывоз почти 160 миллионов тонн угля. Проделанная работа помогла шахтерам Кузбасса окончательно избавиться от ситуации, когда на складах скапливалось большое количество угля. В конце прошлого столетия, например, эти объемы достигали 15 миллионов тонн при норме 3 миллиона тонн.

Губернатор призвал Министерство транспорта РФ улучшить координацию работ при развитии морских портов и особенно на подходах к ним, где угольщики периодически несут немалые потери. Особое внимание, сказал он, необходимо при этом уделить созданию в перевалочных пунктах современных технологических участков взамен "пещерной" погрузки-выгрузки. "Частные предприятия, наладившие производство подвижного состава для железных дорог и помогающие железнодорожникам в решении других проблем, должны иметь от РЖД определенные льготы" , - подчеркнул Аман Тулеев. Кроме того, губернатор предложил включить в федеральную программу строительство автомобильной дороги от Таштагола до Горно-Алтайска, которая откроет выход грузам из Сибири в Казахстан, Китай и Монголию, будет способствовать более интенсивному развитию туризма. Также руководитель Кузбасса попросил Игоря Левитина помочь в скорейшем выделении денег на возведение моста через Томь в Кемерове и завершение модернизации Новокузнецкого аэропорта.

Во второй половине дня Игорь Левитин провел совещание с руководителями субъектов Российской Федерации и ведущих транспортных предприятий Сибирского федерального округа по вопросам реализации федерального закона N122.

Глава Минтранса подчеркнул, что министерство ведет мониторинг ситуации в регионах в связи с реализацией этого закона. На сегодняшний день 57 субъектов РФ заменили натуральные льготы по проезду в транспорте на деньги. И как показывает практика прошедших с начала года месяцев, всего около 15 % льготников в этих регионах потратили эти деньги на покупку проездных билетов. Остальные истратили их на другие нужды. Не оправдались надежды транспортников на привлечение дополнительных средств в отрасль от пассажиров-льготников. Игорь Левитин считает, что эту тенденцию следует учесть при формировании бюджетов 2006 года (как региональных, так и федерального) . "К сожалению, транспорт не стал получать больше денег, потому что всего 15 процентов льготников в тех регионах, где продавали билеты, их покупают. Поэтому мы сейчас в регионах оперативно разворачиваем работу, нацеленную на то, чтобы транспорт не ухудшил показатели прошлого года. Считаю, что очень своевременно правительством было принято решение о выделении восьми с половиной миллиардов для поддержки общественного транспорта" , - отметил Левитин.

Тревогу вызывают техническое состояние автотранспорта, уровень заработной платы водителей. Эти проблемы надо решать, и как можно скорее. "Сегодня износ транспорта достигает 70 процентов. В связи с этим, если мы не обновим транспорт, в следующие годы нас будет ждать другая проблема. Мы уже не будем говорить, сколько стоит билет, мы будем спрашивать: а на чем нам возить пассажиров?" - заявил министр. Глава Минтранса обратил внимание на опыт Кемеровской области, где по распоряжению губернатора с 1 января нынешнего года за счет областного бюджета увеличена заработная плата водителей, а с первого февраля - работников других специальностей на автотранспорте (кондукторов, слесарей и т. д.) . А за счет привлечения денег собственников промышленных предприятий здесь активно приобретают новые автобусы.

Кроме того, подчеркнул Игорь Левитин, сейчас ведется работа по реструктуризации долгов и пенни автопредприятий в федеральный бюджет. Это снизит нагрузку на бюджеты этих предприятий, поможет в решении их проблем. Министр попросил руководителей регионов также подключиться к этой работе, рассмотреть возможность списания долгов транспортников в областные и местные бюджеты.

Глава Минтранса сообщил, что готовится к переменам и законодательная база в сфере пассажирских перевозок. Завершается разработка Транспортного устава РФ. Скоро этот документ поступит на утверждение в Государственную Думу. Устав поможет решать проблемы подготовки водителей общественного транспорта с учетом их опыта, стажа, что во многом обезопасит перевозку пассажиров. Кстати, заметил министр, перемены коснутся и такой важной транспортной структуры, как ОАО "Российские железные дороги". От компании отпочкуется Дирекция пассажирских перевозок, которая впоследствии станет равноправным акционерным обществом со 100-процентным государственным участием. Таким образом, по мнению Игоря Левитина, будет ликвидировано перекрестное субсидирование на железной дороге, и это несомненно снизит тарифы для российских грузоотправителей, в частности для угольщиков.

В ходе рабочей поездки Игорь Левитин вместе с Аманом Тулеевым посетил кемеровский филиал ОАО "Алтайвагон". Здесь министр и губернатор ознакомились с новым окрасочно-сушильным комплексом и новой продукцией филиала - 80-футовой платформой. Сдача окрасочно-сушильного комплекса в эксплуатацию планируется в конце апреля этого года. Тогда же филиал собирается начать серийный выпуск новой продукции - 80-футовой платформы модели 13-2118. Предполагается, что эта перспективная модель в ближайшие годы будет наиболее востребована на рынке, расчетная доходность которой при эксплуатации значительно выше эксплуатируемых сегодня. Аналогов этой платформы в СНГ еще не производят.Глава Минтранса также ознакомился с работой аэропорта Кемерово. Руководство аэропорта продемонстрировало новую снегоуборочную технику, приобретенную на инвестиции ХК "Сибирский деловой союз".

Кроме того, министр провел совещание по вопросам развития ООО "Международный аэропорт Кемерово". Аэропорт начал осуществлять свою деятельность с 1 января 2005 года. За этот период ХК "Сибирский деловой союз" и руководство ООО "Международный аэропорт Кемерово" разработали программу по увеличению доходов и выводу предприятия на безубыточную работу. Однако эта программа требует значительных инвестиций.

Подводя итоги двухдневной рабочей поездки в Кемеровскую область, Игорь Левитин поблагодарил Амана Тулеева за высокую организацию всех мероприятий, на которых рассматривались актуальные проблемы развития транспортных коммуникаций Кузбасса.

"Мы видим, что во всех делах уже есть и будет дальнейшая отдача. Министерство поддержит регион в производстве современного подвижного состава для железных дорог - большегрузных контейнеровозов, в завершении строительства моста через Томь, модернизации международных аэропортов в Кемерове и Новокузнецке, а также в открытии автомобильного сообщения от Таштагола до Горного Алтая" , - сказал министр.

Новосибирск - Кемерово.