Перейти к основному содержанию

Главная      Дороги придется только латать

Дороги придется только латать

В День депутата внимание законодателей Ленинградской области было приковано к автодорогам. Давно обеспокоено сложной ситуацией на местных трассах и правительство Ленобласти. По данным службы безопасности дорожного движения, например, четверть всех ДТП в Ленобласти в прошлом году произошла из-за плохого качества дорожного покрытия

Как ни парадоксально, невольным виновником ускоренного износа асфальта, повреждения грунтов стал быстрый экономический рост области. Один из показателей этого подъема - резко возросшие транспортные потоки на ее территории. Статистика свидетельствует, что в прошлом году грузовым автотранспортом по дорогам области перевезено более 5 млн тонн грузов. За тот же период грузооборот увеличился более чем на 6%.

Все эти факторы оказывают разрушительное воздействие на дорожное полотно. С каждым годом требуется все больше средств на его восстановление. А ведь субъекту РФ надо не только ремонтировать, но и строить новые трассы, такие, например, как обходные дороги вокруг Выборга и Луги.

До нынешнего года в области действовал Территориальный дорожный фонд, позволявший аккумулировать ряд целевых налоговых поступлений. В результате на строительство и ремонт дорог ежегодно удавалось расходовать от 1,1 млрд до 1,3 млрд руб. Прослеживалась вполне очевидная динамика увеличения поступающих в фонд средств.

После ликвидации Федерального дорожного фонда, принятия Налогового кодекса финансирование дорожного хозяйства изменилось. Той же Ленобласти приходится изыскивать эти средства в общей сумме собственных доходов; и это при бюджетном дефиците в 1-1,3 млрд руб. Нельзя не учитывать и тот факт, что основные финансовые ресурсы субъект РФ вынужден концентрировать на реализации важнейших социальных проектов: повышении зарплаты бюджетников до уровня прожиточного минимума, поддержке льготников, повышении уровня социальной защищенности малообеспеченных категорий населения.

В социальную сферу в 2005 году при планируемых доходах бюджета на уровне 23 млрд руб. будет направлено только из областного бюджета 8,8 млрд руб. И это, как оказалось, еще не все.

Расчеты специалистов областного комитета финансов показали: социальные расходы предстоит увеличить еще на 508 млн руб. Так, повышение размеров единых денежных выплат двум категориям льготников обойдется бюджету в 84 млн руб. Ожидаемое с осени увеличение размера МРОТ до 800 руб. потребует дополнительного финансирования в сумме 95,6 млн руб. Передача на региональный уровень с федерального 49 профтехучилищ может "потянуть" несколько сотен миллионов рублей.

В столь напряженной ситуации область вынуждена урезать свои собственные расходы по целому ряду отраслей, в том числе и по дорожному хозяйству. В бюджете на эти цели в нынешнем году удалось заложить лишь 881 млн руб. Судя по всему, на эти деньги можно отремонтировать лишь 100-150 км дорог. А общая протяженность трасс областного подчинения, как сообщил председатель комитета по дорожному хозяйству и транспорту Василий Соколов, достигает почти 10 тыс. км.

Сейчас власти пытаются увеличить объемы дорожного финансирования путем изменения ставок транспортного налога. В комитете по дорожному хозяйству и транспорту полагают, что это позволит дополнительно привлечь в казну 100-120 млн руб. Однако на самом деле потенциал налога куда больше. Только вот реализовать его на практике почти невозможно.

В 2004 году по транспортному налогу область получила 255 млн руб. Позже, правда, выяснилось, что многие транспортные средства, используемые в области, до сих пор не зарегистрированы. Так, на всю область числится лишь 58 снегоходов и мотосаней, хотя на самом деле их больше. Во многих документах о регистрации отсутствуют данные о мощности двигателей, что не позволяет определить сумму налогового платежа.

Наконец, население не спешит платить этот налог. По физическим лицам недоимка, образовавшаяся в связи с неуплатой транспортного налога, составила 100 млн руб. Суды рассмотрели 3,7 тыс. поданных на неплательщиков исков, что позволило погасить задолженность лишь на 3,5 млн руб. Гора родила мышь: силы потрачено много, а результат - скромный.

С каждым годом тают надежды и на эффективную федеральную помощь. Здесь надо оговориться: средства, поступающие в федеральное управление автодорог "Северо-Запад", не проходят через областной бюджет. Но и предназначены они на строительство и ремонт федеральных автотрасс, проходящих по территории области.

Что же достается самой области? В 2002 году Центр выделил ей на дорожное хозяйство субвенции и субсидии на сумму 519 млн руб. А дальше объем помощи только уменьшался. В 2002-м он составил 469,4 млн руб., в 2003-м - 353,4 млн руб., в 2004-м - 190 млн руб. Наконец, запланированная на 2005 год федеральная поддержка областного дорожного хозяйства составит 150 млн руб., несмотря на то, что правительство Ленобласти просило Минфин РФ выделить на эти цели 600 млн руб.

По существу, проигнорированы интересы субъекта РФ, на дороги которого, по мнению выступившего на слушаниях депутата Юрия Соколова, сегодня просто больно смотреть.

И это несмотря на то что соотношение собираемых в Ленобласти налогов, а затем распределяемых между Центром и субъектом РФ, постоянно меняется в пользу первого. То есть федеральная казна забирает у регионов все больше, а отдает - все меньше.

Говорят, в России всего две напасти - дураки и дороги. Первая - не по теме статьи. А вот что будем делать со второй? Ведь за последние 5 лет финансирование дорожного хозяйства страны уменьшилось втрое. Нетрудно догадаться, к чему это может привести.