Защищая пассажира и абонента
Итоги работы транспортного комплекса округа и связи в 2004 году подведены на совещании в Ханты-Мансийске. Как подчеркнул в своем выступлении и.о. первого заместителя председателя правительства округа В.Новицкий, "2005 год будет непростым по показателям, а 2006 год окажется еще сложнее".
С января 2006 года вступит в силу новый закон о местном самоуправлении, изменятся межбюджетные отношения, поэтому придется вносить существенные коррективы в уже действующие долгосрочные программы. В частности, речь идет о программах развития автомобильного, речного транспорта и развития водных путей, а также безопасности дорожного движения. Это может привести к сокращению средств на развитие транспорт-ного комплекса. Правда, остается надежда, что округ получит свое в рамках областной программы "Сотрудничество".
Этой программой предусмотрено финансирование 11 направлений, в том числе транспортного. Так, в 2005 году для приобретения автобусов будет выделено 200 млн. рублей. Как сказал В.Новицкий, нужно провести инвентаризацию всего подвижного состава округа, чтобы понять, в каком состоянии находится общественный транспорт, который сегодня напрямую связан с реализацией закона о монетизации льгот. С 2006 года бесплатный проезд для льготников упраздняется. Но какова стоимость проезда - еще предстоит определить, так как в каждой территории своя шкала затрат на поездки в общественном транспорте.
Как было сказано на совещании, во втором квартале по соглашению с департаментом соцзащиты будет проведен мониторинг с целью выяснить: сколько же реально льготников пользуется муниципальным транспортом, как часто это происходит? Обобщенные данные нужны для определения стоимости социального пакета, который вводится с 2006 года. Кстати, на совещании было также озвучено, что готовится распоряжение об изменении предельных тарифов на поездки в общественном транспорте: цена билета в автобусах должна быть не более 10 рублей, в маршрутных такси - 12.
Особенностью округа является то, что здесь присутствуют все виды транспорта. Населению небезразлично, сохранятся ли дотации на билеты, реальная цена которых достаточно велика? Округ частично дотирует речные перевозки, помогает также в приобретении теплоходов. Кое-что можно будет получить и по общеобластной программе "Сотрудничество", в частности, планируется закупить "Метеор".
Но гораздо больше вопросов возникает в сфере авиаперевозок. Авиаторы объясняют рост тарифов тем, что резко подорожало топливо - с августа прошлого года в 2, 4 раза, поэтому они вынуждены сокращать частоту рейсов. К тому же с введением в эксплуатацию автомобильных дорог происходит перераспределение пассажиропотоков в пользу автотранспорта.
Поэтому на совещании был поставлен вопрос о том, как выживать аэропортам в нынешних условиях. Заместителей глав администраций по вопросам транспорта и связи призвали разобраться в ситуации. То, что воздушные ворота некоторых городов придется закрывать - очевидно. Пример тому - Нефтеюганск, где аэропорт фактически прекратил свое существование.
Что касается железнодорожного транспорта, то здесь никаких потрясений не ожидается. Округ строит свои отношения с железнодорожным ведомством на основе долгосрочных соглашений. В этом году будет приобретено 8 вагонов для формирования второго состава фирменного поезда "Югра", что позволит увеличить частоту рейсов. Возможно, нынче начнется строительство железнодорожного вокзала в Приобье. Кроме того, Свердловская железная дорога проявляет интерес к реконструкции зданий вокзалов в округе.
Говоря о развитии связи, выступающие подчеркивали, что этот процесс идет достаточно успешно. В 2006 году должна завершиться телефонизация села. Наметилась интересная тенденция: число владельцев сотовых телефонов уже превысило число тех, кто пользуется стационарной телефонной связью. Лидером по-прежнему является компания "Ермак" - свыше 300 тысяч абонентов, но и у "Мегафона" их уже около 200 тысяч, 160 тысяч абонентов у МТС и уже 40 тысяч у "Би Лайн".
Одна из самых хороших новостей, прозвучавших на совещании: в округе наметилась тенденция к снижению дорожно-транспортных происшествий, также уменьшилось число погибших и раненых на дорогах. Подобное произошло впервые за последние несколько лет. Как говорят специалисты, это результат действия программы по безопасности дорожного движения, в реализацию которой округ вкладывает немалые средства.
...Транспорт и связь - та сфера, с которой каждый из нас сталкивается ежедневно. Защищать интересы пассажира, абонента призвана местная власть, она же должна смягчать удары, которые неизбежны в результате принятия новых законов. Сегодня власть выполняет роль буфера между производителями услуг и их потребителями. Насколько это получается эффективно - смогут судить сами жители территорий. Надо полагать, после совещания чиновники городского и районного масштаба, озабоченные возникшими проблемами, будут решать их более эффективно.
фото Игоря Дементьева