В РОССИИ БУДУТ ВВЕДЕНЫ НОВЫЕ ВОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА
Руководитель Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов на встрече с журналистами подвел итоги работы ведомства за 2004 год и поделился планами на будущее.
Одной из больных тем современного общества остаются вопросы сохранения жизни и здоровья людей на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия наносят не только значительный экономический, но и социальный урон государству. Не надо забывать о том, что на карту поставлены жизни сотен, а иногда и тысяч наших сограждан.
Как сообщил начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов, показатели аварийности на дорогах России за прошлый год остаются высокими. В 2004 году было зарегистрировано 208 тысяч ДТП, в которых погибли 34 тысячи и ранены 251 тысяча человек. К этим цифрам надо еще прибавить 1, 5 миллиона аварий, связанных исключительно с нанесением материального ущерба. Однако, несмотря на столь мрачную ситуацию, отмечается и некоторая положительная динамика. Так, в прошлом году по сравнению с предшествующим периодом отмечалось сокращение числа погибших в ДТП на 3, 1 процента, что означает около 1000 спасенных человеческих жизней. Кроме того, наблюдается замедление темпов прироста количества происшествий с 10, 8 процента за 2003 год до 2, 1 процента за 2004 год.
Первые два месяца нового года были отмечены увеличением количества ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2, 4 процента, хотя количество погибших сократилось на 4, 1 процента. Рост числа аварий можно связать как с длительными январскими праздниками, так и со снежным февралем. Метель, гололед, снег - это факторы, благодаря которым количество происшествий на дорогах сразу увеличивается втрое.
И все же основная причина дорожно-транспортных происшествий, как подчеркнул Виктор Кирьянов, - вина водителей. В январе - феврале 74, 5 процента всех ДТП произошло по вине водителей. Столь высокий показатель наводит на мысль об ужесточении ответственности участников дорожного движения.
По словам начальника департамента, после ужесточения ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии вплоть до лишения через суд водительских прав в 2004 году отмечено снижение ДТП с участием пьяных водителей на 9 процентов, а за январь - февраль 2005 года - на 19, 8 процента. Такие результаты говорят о правильности выбранного пути. Сегодня уже 18 субъектов Федерации, как отметил Виктор Кирьянов, вышли с инициативой ужесточения наказания за грубое нарушение правил дорожного движения, в том числе за несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу движения, проезд под запрещающий сигнал светофора и другие. Совет Федерации уже одобрил поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, ужесточающие наказание за управление транспортным средством без водительских прав.
Сам же Кирьянов не является "сторонником силовых методов". Он подчеркнул, что "необходимо приложить все силы для того, чтобы нарушитель на дороге чувствовал себя некомфортно". Кроме того, по мнению руководителя департамента, таких мер, как штрафы, лишение прав и т.п., недостаточно для коренного перелома данной ситуации. Надо стремиться не наказывать, а предупреждать нарушения на дорогах, для чего департамент ведет активную работу совместно с Министерством образования и науки. Два ведомства стремятся создать специальную программу уроков по безопасности движения, возродить "водительские городки", тематические слеты, конкурсы. Существуют идеи организации и агитационного движения за безопасность на дорогах с участием известных политиков, актеров, певцов.
Еще одно новшество ждет российских водителей. Уже в следующем году, по мнению Виктора Кирьянова, в России будут введены новые водительские удостоверения, действительные во всем мире. Документ будет выполнять и функции паспорта. На основе таких прав предполагается создать международную базу данных, что существенно поможет в борьбе с терроризмом. Новый образец водительского удостоверения международного типа, по словам начальника департамента, уже разработан Еврокомиссией и отправлен в ООН на согласование. Будет ли получение новых прав обязательным для всех автовладельцев, пока неизвестно.
Сейчас международные права можно получить лишь дополнительно к внутренним водительским документам. Это занимает огромное количество времени, а главное такое удостоверение действует лишь в некоторых странах мира. Да и выдаются международные права всего на один год, что также неудобно для большинства водителей.