"Газель" по имени "Лего"
Судят российский микроавтобус
В городе оружейников не утихает спор относительно целесообразности использования в пригородных пассажирских перевозках микроавтобусов Горьковского автозавода. При этом у детища нижегородских автомобилестроителей среди туляков имеются как ярые противники, требующие немедленно прекратить эксплуатацию "Газелей", так и не менее самоотверженные сторонники, считающие, что микроавтобусы спасли Тулу от транспортного коллапса.
Поводом для общественной дискуссии в Туле, напомню, послужила череда печальных событий с участием "Газелей". Сначала на федеральной трассе "Крым" 4 марта микроавтобус на большой скорости врезался в грузовик. Погибли девять человек. А 9 марта разбились еще две маршрутки. К счастью, жертв в этих авариях не было, пассажиры отделались легкими ушибами и царапинами. Вспомнили и трагедию полуторагодичной давности, когда у деревни Севркжово в опрокинувшейся "Газели" заживо сгорели восемь человек. Основными причинами всех ДТП эксперты однозначно признали человеческий фактор и техническое состояние машин.
В Управлении ГИБДД по Тульской области признаются, что не проходит и дня без ЧП с участием маршрутных такси. Далеко не всегда они привлекают внимание общественности. Мы обращаем внимание на аварии, только если в них погибли люди. Ординарные столкновения никого не интересуют. А между тем это тоже влияет на общую картину безопасности.
Правоохранители, понятное дело, склонны всех собак за аварии повесить на частных перевозчиков. Дескать, они в погоне за длинным рублем ни копейки не вкладывают в техническое освидетельствование своего автопарка, своевременный ремонт. Отсутствует в большинстве автоколонн и должный медицинский осмотр водителей перед выходом в рейс.
Ну это известно не только Госавтоинспекции. Удивительно, что ответственные за безопасность дорожного движения только сейчас заговорили об этом. В Туле ежедневно на городские маршруты выходит более двух тысяч "Газелей". Все они принадлежат частникам. При этом, чтобы поставить машину на ходовой маршрут, одной лицензии будет маловато. Разрешения муниципалитета тоже окажется недостаточным. Нужно еще договориться с криминальной крышей. Без нее с чужаком быстренько разберутся свои же коллеги. А зачем им нужен конкурент?
- Бандитские порядки не способствуют повышению безопасности на дорогах, - сказал мне один знакомый "маршруточник". - Мне нужно отбить вложенные в "Газель" бабки как можно быстрее. Машина эта - настоящий конструктор "Лего". На нее никаких денег не хватит, чтобы довести до ума. Да и вряд ли это возможно. Проще выжать из машинки все соки, а потом купить новую - дешевле обойдется.
Водители говорят, что настоящим стихийным бедствием является корпус горьковского микроавтобуса. Во время движения его шатает, как при девятибалльном шторме. Неудивительно, что регулярно заклинивает двери.
- Чинить их бесполезно, - продолжает мой знакомый. - По инструкции задняя дверь должна быть закрыта только на внутренний замок, чтобы в случае аварии пассажиры могли спокойно выбраться из салона. На самом деле водители наглухо ее блокируют. Иначе во время движения запасной выход самопроизвольно раскрывается. Сколько таким образом мы пассажиров потеряли. Хорошо хоть обходилось без летального результата. Поэтому в случае аварии из "Газели" можно выбраться только через окна или вентиляционный люк в крыше.
Водители также критикуют крепеж колес. Во-первых, болты крепления колесных дисков в "Газелях" очень слабые. Во-вторых, нижегородские автомобилестроители почему-то решили установить крепеж правых и левых колес с одинаковой резьбой. Хотя логичнее было бы на правых делать правую резьбу, а на левых - левую. Отсюда и причина трагедии 4 марта - у "Газели"-убийцы отвинтилось заднее колесо.
- А как закреплены кресла в пассажирском салоне! - продолжает возмущаться мой знакомый. - Качество посадочных мест не выдерживает никакой критики. При малейшем столкновении кресла валятся на пол вместе с пассажирами.
"Маршруточники" считают, что единственным плюсом горьковского детища можно считать его цену. "Но больше двух лет катать ее нельзя, - предупреждают спецы. -За это время можно отбить вложенные бабки и купить новую. И так до бесконечности".
Главный инженер Пекинской автоколонны 1810 Александр Кудрявцев, наоборот, выступил в защиту "Газели". Назвал даже ее "отличным автомобилем". Но тоже высказал претензии - к дверям и креплению колес.
А вот в лаборатории судебной экспертизы Тульской области основной причиной аварий с участием "Газелей" назвали человеческий фактор - водители игнорируют правила движения, подрезают, превышают скорость во время обгонов и прочее. Заводской брак эксперты ни разу не признавали виной ДТП.