Перейти к основному содержанию

Главная      Линия фронта - Дорога

Линия фронта - Дорога

За десятилетие на дорогах России погибло население среднего областного центра

Каждый год более 10 миллионов человек во всем мире погибают и получают ранения в результате дорожно-транспортных происшествий. Страдает и экономика - ежегодный ущерб от различного рода аварий составляет около 500 миллиардов долларов. Ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения в России близка к критическому уровню. За последнее десятилетие на дорогах страны погибло около 316 тыс. человек.

Начиная с 1997 г. идет постоянный прирост количества погибших и раненых в ДТП. В минувшем году было зарегистрировано 208 558 происшествий, что на 2, 1% больше показателя 2003 г.

Количество аварий возросло в 45, число погибших - в 29 регионах России. Наибольший прирост (около 20%) отмечен в Республиках Алтай, Хакасия, Чечня, Тульской области и Усть-Ордынском АО.

Не вызывают оптимизма и данные о числе пострадавших. В Российской Федерации погибло 34 506 и 251 386 человек получили на дорогах травмы различной степени тяжести. Цифры на 2, 3% превзошли уровень 2003 г. Из каждых 100 тыс. жителей страны пострадали 200 человек. Наибольшие значения этого показателя зарегистрированы в Тюменской области (365), Республике Алтай (364), Республике Хакасия (330), Ханты-Мансийском АО (320). Московская область заняла пятое место (307). Число пострадавших пассажиров (97 984 чел.) впервые превысило число пострадавших пешеходов (97 324 чел.). Водители, травмированные в автомобильных авариях, составили 29, 6% от всех пострадавших.

Огромный урон несет и экономика России. В прошедшем году из-за аварий и происшествий страна потеряла 369 миллиардов рублей. Цифра сравнима с валовым продуктом крупных отраслей экономики.

Еще один немаловажный параметр - тяжесть последствий ДТП (рассчитывается исходя из соотношения числа погибших к общему числу пострадавших). По нему Россия, к сожалению, почти впереди планеты всей. Степень риска получения смертельных травм у нас в пять раз выше, чем в Австрии, Великобритании, Германии, США, Швеции. Хотя есть некоторое снижение этого показателя по сравнению с предыдущими годами.

На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло более четверти всех ДТП (59 151).

Тяжесть их последствий превышает аналогичные показатели в городах в два раза. Самые большие цифры - в Республиках Дагестан, Ингушетия, Тыва, Агинском Бурятском автономном округе. В этих регионах четверть аварии закончилась летальным исходом для водителей, пассажиров и пешеходов. Больше всего дорожно-транспортных происшествий было зафиксировано на трассе "Волга" (111 на 100 км протяженности). Лишь на четырех федеральных автомобильных дорогах - небольшое сокращение числа ДТП. Низкая дисциплина и культура вождения делают свое дело. В течение года по этим причинам произошла 164 341 автомобильная авария. И тенденция на увеличение их числа сохраняется. Каждое четвертое ДТП происходит по вине пешеходов. В 2004 г. в них погибло 8815 и ранено 45 924 человека.

Также среди основных причин аварийности на авто-мототранспорте - неудовлетворительное состояние улиц и дорог (24, 4%). Темпы развития улично-дорожной сети не успевают за ростом численности автотранспорта. Четвертая часть всех улиц не освещена. Дорожное покрытие можно оценить как неудовлетворительное. В городах отсутствует необходимое количество подземных, наземных, регулируемых пешеходных переходов. В то время как в западных странах наметилась тенденция снижения травматизма пешеходов, ситуация в России диаметрально противоположная. За пять лет число пострадавших пешеходов увеличилось с 81, 9 тыс. до 97, 3 тыс. человек.

Приведенные цифры наводят на весьма грустные размышления. И ясно одно: нынешние полумеры, разрозненные усилия отдельных органов власти по наведению порядка не способны защитить население от ДТП. А потому в мирное время экономика страны несет потери, сопоставимые с потерями в период войн. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Да! Прежде всего требуется целенаправленная государственная политика в области безопасности дорожного движения.

***

90% всех дорожно-транспортных происшествий, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), приходится на страны с "бедной" экономикой.

***

Эксперты ВОЗ вывели "портрет" среднестатистической жертвы дорожных аварий: мужчина на мотоцикле в возрасте от 15 до 44 лет.

[Графические материалы:

Распределение ДТП по местам их совершения в 2004 г., %

Причины возникновения ДТП (2004 г.)

Таблица

Таблица

Материал доступен в бумажной версии издания]