Пассажиров пересадят на «Русские автобусы». На Дону намерены кардинально обновить автопарк
В четверг представители министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области, местных ДТП и компании «Русские автобусы» обсудили в Ростове перспективы развития общественного транспорта в регионе. Как заявил глава областного Минтранса Дживан Вартанян, на Дону парк подвижного состава по количеству и возрасту достиг критического уровня, поэтому областные власти намерены разработать льготный механизм приобретения новой техники. По оценкам специалистов, на эти цели потребуется порядка 3 млрд. рублей.
Открывая совещание, министр транспорта сообщил, что состояние подвижного состава общественного транспорта в Ростовской области за последнее десятилетие достигло критического уровня. По его словам, средний возраст эксплуатируемого автомобильного транспорта превышает 14 лет, при том что нормативный срок эксплуатации пригородных автобусов — 5-6 лет, городских — 6-7 лет. Кроме того, практически вдвое сократилось количество автобусов: если в 1992 году их было 5193, то в начале 2005-го — 2534. Больше всего пострадали внутрирайонные сельские маршруты, на которых сейчас работает только 512 автобусов.
По расчетам министерства, для обеспечения безопасности дорожного движения и сохранения количества пассажирских перевозок, с учетом высокого износа подвижного состава (83%) необходимо закупить 2100 автобусов большого и среднего класса, что обойдется в 3,097 млрд. рублей. При этом собственными силами предприятия Ростовской области за последние два года уже инвестировали на эти цели 600 млн. рублей.
Как сообщил Дживан Вартанян, администрация Ростовской области разрабатывает льготный механизм приобретения новой техники. Речь идет о приобретении автобусов в лизинг с оплатой первоначального взноса за счет средств областного бюджета. В 2005 году на обновление парка из регионального бюджета запланировано выделить 17,8 млн. рублей. «Конечно, мы больше будем приобретать машины отечественного производства, в связи с чем проводим переговоры с компанией «Русские автобусы» и Нефтекамским автобусным заводом. Форма поддержки разрабатывается. Возможно, бюджетные средства транспортные предприятия возместят за счет перевозки льготных категорий пассажиров», — пояснил министр.
По его мнению, скорейшему обновлению автопарка будет способствовать и монетизация льгот. «Она позволит нам уйти от ситуации, когда мы делаем вид, что компенсируем ваши затраты, а вы — что комфортабельно и качественно перевозите пассажиров», — сказал Дживан Вартанян, обращаясь к приглашенным на совещание руководителям местных АТП.
По мнению генерального директора управляющей компании «Русские автобусы» (входит в холдинг «РусПромАвто» и выпускает автобусы четырех марок — ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КаВЗ) Сергея Занозина, в России есть все условия для того, чтобы общественный транспорт приносил прибыль. «Самое главное, что у нас есть, — это большой пассажиропоток: 64% населения пользуется общественным транспортом. Поэтому нужно привести в порядок предприятия, и этот вид бизнеса будет приносить хорошую прибыль», — заявил Сергей Занозин.
Специалисты «Русского автобуса» посчитали, что при правильно организованной работе АТП (закупка ГСМ по рыночным ценам, оптимальный штат работников и т. д.) себестоимость перевозки одного пассажира не может превышать 4-4,5 рублей. «Для транспортников у нас нормальная тарифная политика. В Москве, например, стоимость проезда сейчас 10 рублей, т. е. в два раза выше себестоимости, бесплатно теперь никого не возим, поэтому правильно работающие предприятия способны вкладываться в приобретение новой техники», — отметил гендиректор «Русских автобусов».
Такие расчеты вызвали сомнения у главы донского Минтранса. «Так нельзя заявлять. Себестоимость сегодня складывается из многих факторов. Очень сильно влияет состояние автопарка: так как он очень старый, требуются большие затраты на его поддержание в нормативном состоянии. Поверьте, муниципалитеты со всей строгостью смотрят на расчеты тарифов, никто не позволяет закладывать рентабельность выше 12-15%», — заявил господин Вартанян корреспонденту „Ъ".
В то же время он согласился с мыслью о том, что для успешной работы АТП должны снижать свои затраты. «Монетизация льгот делает подвижки и заставляет руководителей думать о том, чтобы свою затратную часть снижать. Ведь у нас появляется прозрачность, каждый пассажир оплачивает свой проезд. Март-апрель покажет нам реальную картину, сколько на самом деле предприятия перевозили льготников», — сказал министр.
***
фото: Глава областного Минтранса Дживан Вартанян считает, что на Дону парк подвижного состава по количеству и возрасту достиг критического уровня