Дорожные "пробки" - надо проявить бдительность и терпение
В прошлом году на дорогах области погибли 600 человек. Факт этот говорит о многом: водители превышают скорость, пешеходы игнорируют сигналы светофора, да и дороги наши в городе и в области оставляют желать лучшего. Особенно в зимнее время, когда неожиданно налетит метель или оттепель с гололедом. И все же, что можно сделать уже сегодня, сейчас, чтобы снизить риск ДТП? Об этом шел наш разговор с начальником областного управления ГИБДД полковником милиции Юрием ЗВЯГИНЦЕВЫМ.
- Юрий Кузьмич, какова нынешняя ситуация на дорогах области?
- Она меняется. На сегодня количество ДТП с пострадавшими, по сравнению с прошлым периодом, сокращается. Хотя, конечно, трудно говорить о каком-то успехе, если даже пострадал один человек. Что касается столкновений на дорогах без человеческих жертв, то здесь статистика такая: 120 - 150 за сутки. Соответственно, возрастает значительно нагрузка на инспекторов ГИБДД.
- Почему дороги с каждым днем становятся более опасными?
- Это естественный процесс: уличная дорожная сеть у нас остается на прежнем уровне, а число транспортных средств ежегодно возрастает. В этом году их прибавилось на 20 тысяч. Теперь их на дорогах города и области 670 тысяч.
- Иногда проезжаешь по городу и видишь: то там, то здесь произошло столкновение, и водители уныло ждут, когда на место происшествия прибудет инспектор ГИБДД. Есть ли регламент реагирования на ДТП?
- Да. В городе на то, чтобы добраться до места ДТП, нам отводится 20 - 30 минут. В сельской местности, конечно, больше. Учитывая обстановку, мы стараемся распределять нагрузку на дежурные экипажи равномерно. Задача - отреагировать на ДТП как можно быстрее, чтобы оказать помощь людям и предотвратить дорожные "пробки".
- Водители недобрым словом поминают "пробки" и недостаток автомобильных стоянок, чаще всего обвиняя в бездеятельности местные власти, дорожников. А пешеходы - водителей, которые мчат на "красный", заезжают на тротуары. Такую картину, например, можно наблюдать на улицах, ведущих к площади Маркса. Может, пора штрафы повысить? За границей за подобные нарушения наказывают до тысячи долларов.
- Я думаю, что в 2005 году в области безопасности дорожного движения наша Госдума перейдет к наведению порядка в законодательном плане, и ответственность водителей будет ужесточена. Но и пешеходам надо не забывать о своей ответственности - в минувшем году наши пешеходы совершили на дорогах 80 тысяч нарушений.
- А если привлекать граждан к общественной работе в ГИБДД? Раньше, помнится, "дружинники" часто дежурили на дороге с инспектором ГАИ, убеждаясь, так сказать, на практике в пагубности нарушений правил безопасности дорожного движения.
- И не только раньше. Я хочу проинформировать вас, что областным управлением юстиции была зарегистрирована общественная организация добровольных помощников ГИБДД и уже целый год успешно действует в Новосибирской области. Избраны председатель, заместитель, совет дружины. Вопросы ее работы не так давно обсуждались на совещании в Барабинске, круг участников которого был самый широкий: руководители хозяйств, местных администраций, представители прокуратуры. Затем эту же тему мы разрабатывали в областном Совете с председателями районных Советов депутатов - необходимо наделить дружинников на дороге полномочиями.При этом дружинник никогда один на дороге службу не несет - только в паре с инспектором ГИБДД. Более того, сегодня наши дружинники оказывают помощь в проведении профилактических мероприятий и вне дорог - в детских садах, школах. Такая работа проводится в каждом районе.
- И все-таки внешне мало что меняется - люди гибнут на дорогах сотнями. Город уже перегружен машинами сверх всякой меры, а что будет через год-другой?
- Я скажу вам так: интенсивность автомобильного движения будет расти и дальше. Парк автомобилей ежегодно вырастает на 20 тысяч, да еще ежедневно через Новосибирск проходят 6 - 7 тысяч транзитного транспорта. И пора понять нам всем, что надо беречь то, чем мы сегодня располагаем из средств безопасности, надо проявлять на дороге терпение и выдержку
- "пробки" в городе будут еще очень долго. Но это не значит, что при этом власть, ГИБДД не будут активно работать над устранением "дорожных" проблем.
- Одно время в прессе широко обсуждалась тема подготовки водителей в автошколах. Говорят, что права можно получить за неделю. Не по вине ли таких "чайников" происходят ДТП и "пробки"?
- Несколько лет назад, в начале автомобильного бума, отношение к уровню обучения водителей было снисходительное. Теперь подходят гораздо строже. С первого захода экзамен на водительские права из 100 человек обычно сдают не более 12. Некоторым для получения необходимого объема знаний требуется сдавать экзамены и по 15 - 20 раз. С другой стороны, вместе с управлением образования продолжаем контролировать учебный процесс автошкол и за допускаемые ошибки лишаем их лицензии.
- Читатели нередко интересуются, а ведется ли такая же решительная борьба с сотрудниками, которые занимаются поборами с водителей?
- Достаточно ведется. И при том - очень жестко. У нас ни один человек, который был замечен в таком явлении, не остался на службе. В целях чистки рядов мы регулярно проводим оперативные мероприятия по выявлению фактов взяточничества на службе. О количестве выявленных и наказанных лиц не хочется говорить.