Наполеон оказался пророком
В России, как известно, две напасти - дураки и дороги. О дорогах - разговор особый. По данным службы безопасности дорожного движения, например, четверть всех ДТП в Ленобласти в прошлом году произошла из-за плохого качества дорожного покрытия. За первый месяц нынешнего года этот показатель достиг 47%.
"Виновники" определены
Что же, собственно, происходит? Невольным "виновником" ускоренного износа асфальта, повреждения грунтов стал быстрый экономический рост региона. Один из показателей этого подъема - резко увеличившиеся транспортные потоки на его территории. Они-то и оказывают разрушительное воздействие на дорожное полотно. С каждым годом требуется все больше средств на его восстановление. А ведь субъекту надо не только ремонтировать, но и строить новые важные трассы, такие, например, как обходные дороги вокруг Выборга и Луги. Необходимы огромные ассигнования, которых в бюджете Ленобласти нет.
Более того, до нынешнего года в субъекте действовал Территориальный дорожный фонд, позволявший аккумулировать ряд целевых налоговых поступлений. В результате на строительство и ремонт дорог ежегодно удавалось тратить от 1,1 до 1,3 млрд. рублей. Причем прослеживалась вполне очевидная динамика увеличения поступающих в фонд средств.
После ликвидации Федерального дорожного фонда, принятия Налогового кодекса источники бюджетного финансирования дорожного хозяйства изменились. Той же Ленобласти приходится изыскивать эти средства в общей сумме собственных доходов, и это при бюджетном дефиците в 1-1,3 млрд. рублей. Нельзя не учитывать и тот факт, что основные финансовые ресурсы субъект вынужден концентрировать на реализации важнейших социальных проектов: повышении зарплаты бюджетников до уровня прожиточного минимума, поддержке льготников, их лекарственном обеспечении, повышении уровня социальной защищенности малообеспеченных категорий населения. В социальную сферу в нынешнем году, при планируемых доходах бюджета на уровне 23 млрд. рублей будет направлено только из областного бюджета 8,8 млрд. рублей.
А расчеты специалистов областного комитета финансов показывают: расходы социального характера предстоит увеличить еще на 508 млн. рублей. Так, повышение размеров единых денежных выплат двум категориям льготников обойдется бюджету в 84 млн. рублей. Ожидаемое с осени увеличение размера МРОТа до 800 рублей потребует дополнительного финансирования в сумме 95,6 млн. рублей. Передача на региональный уровень с федерального 49 профтехучилищ может "потянуть" несколько сот миллионов рублей. Но, как говорится, казна - не резиновая.
В столь напряженной ситуации субъект вынужден урезать свои собственные расходы по целому ряду отраслей, в том числе и по дорожному хозяйству. В бюджете региона на эти цели в нынешнем году удалось заложить лишь 881 млн. рублей. Реальные же потребности как минимум вдвое больше этой цифры.
Сейчас власти пытаются увеличить объемы дорожного финансирования путем изменения ставок транспортного налога. В комитете по дорожному хозяйству и транспорту полагают, что это позволит дополнительно привлечь в казну 100-120 млн. рублей. Однако на самом деле потенциал налога куда больше. Только вот реализовать его на практике почти невозможно.
Гора родила мышь
В прошлом году по транспортному налогу область получила 255 млн. рублей. При этом анализ показал: многие транспортные средства в регионе находятся, но не зарегистрированы. Например, на весь субъект числится лишь 58 единиц снегоходов и мотосаней, что явно не стыкуется с реалиями. Во многих документах о регистрации отсутствуют данные о мощности двигателей, что не позволяет определить сумму налогового платежа.
Наконец, само население не спешит платить этот налог. Недоимка, образовавшаяся в связи с неуплатой транспортного налога физическими лицами, составила 100 млн. рублей! Суды же рассмотрели лишь 3700 поданных на неплательщиков исков, что позволило погасить задолженность на сумму 3,5 млн. рублей. Гора родила мышь: усилия предприняты большие, а результат достигнут весьма скромный.
Конечно, есть еще надежда на федеральную помощь, но она с каждым годом угасает. Здесь надо оговориться: средства, поступающие в федеральное управление автодорог "Северо-Запад", не проходят через областной бюджет. Но и предназначены они на строительство и ремонт федеральных автотрасс, проходящих по территории субъекта.
Что же достается самой области? В 2002 году центр выделил ей на дорожное хозяйство субвенции и субсидии на сумму 519 млн. рублей. А дальше объем помощи только уменьшался. В 2002 году он составил 469,4 млн. рублей, в 2003-м - 353,4 млн., в 2004-м - 190 млн. Наконец, запланированная на нынешний год федеральная поддержка областного дорожного хозяйства составит 150 млн. рублей, что является каплей в море тех бюджетных средств, которые надлежало бы израсходовать субъекту на дорожные дела. И это при том, что соотношение собираемых в Ленобласти налогов, а затем распределяемых между центром и субъектом, постоянно изменяется в пользу первого. То есть федеральная казна забирает у региона все больше, а отдает ему все меньше.
Сомневаюсь, что к этим печальным выкладкам нужны какие-либо комментарии. Тут нелишне вспомнить иные времена. Молва приписывает Наполеону такую фразу: "В России нет дорог - одни направления". Очень не хочется верить в то, что спустя почти 200 лет она все еще не потеряла своей актуальности.