Перейти к основному содержанию

Главная      Поедешь, как научат. Недалеко

Поедешь, как научат. Недалеко

Уровень подготовки водителей в автошколах области оставляет желать лучшего

Выпускник автошколы садится в автомобиль для сдачи вождения на права.

Только уселся, как экзаменатор говорит:

- Спасибо, можете выходить, вы не сдали!

- Как так не сдал, если я даже не ехал еще? !

- А как вы можете ехать, если уселись на заднее сиденье? !

Это, конечно, анекдот. Но не нами замечено, что в каждой шутке есть доля истины.

По мнению начальника межрайонного отдела контроля регистрационно-экзаменационной работы ГИБДД ГУВД МО полковника милиции Анатолия Фоломеева, уровень подготовки выпускников автошкол Подмосковья неуклонно снижается.

В среднем по области с первого раза экзамены на водительские права сдают немногим более 60% выпускников автошкол, тогда как 10 лет назад этот показатель был равен 80%.

Институт EOS - Gallup Europe по заказу дорожной полиции ряда стран проводил масштабное исследование психологии водителей и влияния человеческого фактора на дорожно-транспортные происшествия. Согласно отчету института, наиболее агрессивными водителями являются россияне. Со значительным отставанием за ними следуют американцы, французы и бельгийцы, Исследователи выяснили, что агрессия не связана с каким-то особым менталитетом наших соотечественников, ее фундамент во многом базируется на тех навыках, которые россияне приобретают в автошколах.

По мнению Анатолия Фоломеева, в подавляющем большинстве автошкол Подмосковья озабочены не подготовкой к вождению в реальных условиях, а "натаскиванием" обучающихся на сдачу экзаменов в ГИБДД. Экзамены-то сдать не так трудно, как иногда приходится слышать: в конце концов, почти любому по силам отработать пяток упражнений, но, как показывает практика, подавляющее большинство выпускников автошкол уверенно управляют автомобилем при скорости не выше 40 км/час, и как они с такими "навыками" проявят себя на оживленной магистрали, догадаться нетрудно. Кто-то, разумеется, приобретет необходимый опыт, но для других водительская карьера оборвется в самом начале.

В настоящее время в Подмосковье 312 автошкол, большинство из которых принадлежит областному Минобразования и Российскому обществу содействия труду и обороне (РОСТО), а также "частникам". Лицензирование автошкол отдано на откуп Министерству образования МО, которое, впрочем, должно не только выдавать лицензии, но и контролировать наличие материально-технической базы в автошколах и собственно процесс обучения.

Но из практики известно, что если до открытия автошколы товарищам из Минобразования представляется полный набор положенных материально-технических средств, то после получения вожделенной лицензии все обучение, образно говоря, ведется "на табуретке". Все остальное возвращается туда, откуда было взято "взаймы". Для полноценного же контроля за учебным процессом у Минобразования, по отзывам специалистов, просто нет сил.

Прежде эта функция осуществлялась ГАИ: инспектора регулярно посещали занятия в автошколах и даже по головам пересчитывали обучающихся.

В настоящее же время, полагает Анатолий Фоломеев, из-за отсутствия контроля посещение занятий - на грани "свободного", программы подготовки водителей в полном объеме не выполняются, будущие короли и королевы автострады не наезжают даже те часы, которые положено. К самим учебным программам со стороны ГИБДД также имеются претензии. Они давно не перерабатывались, тогда как сама обстановка на дорогах требует их изменения, как и методики преподавания.

Речь прежде всего идет о смене акцентов. Если сегодня львиная доля учебных часов уходит на изучение устройства автомобиля, то с точки зрения дорожных госинспекторов значительно больше внимания следует уделять практическому вождению, в том числе - моделированию аварийных ситуаций на дороге.

Сами учителя тоже... не очень. Если прежде контроль над подбором инструкторов был куда как строг, то теперь на эти должности берут любого, кто только согласится работать за невысокую, в общем-то, зарплату.

Вопрос о подготовке водителей в автошколах Подмосковья уже рассматривался на заседании областной комиссии по безопасности дорожного движения. В результате в 2003 году была создана рабочая группа из представителей Минобразования МО, ГИБДД, РОСТО и ряда других заинтересованных ведомств, которая занялась проверкой автошкол. Результат налицо. В 2003 году в области было 346 автошкол, в 2004-м - 328, в настоящее время, как говорилось выше, - 312.

Но очевидно, что уже к концу текущего года их станет еще меньше.

Примерно год назад один из заместителей главы МВД России высказался, что "пришло время создавать высокоорганизованные, оснащенные по последнему слову техники крупные центры подготовки водителей, в том числе и по вождению в экстремальных условиях".

Скорее всего, для осуществления этой цели надо будет менять всю нормативную базу, регулирующую деятельность автошкол.

А пока... Полковник Анатолий Фоломеев рекомендует тем, кто собрался идти "учиться на водителя", прежде чем выкладывать свои кровные, обратиться в местное регистрационно-экзаменационное подразделение за советом, какой автошколе отдать предпочтение. Уж там точно знают, где, как и чему учат.