Перейти к основному содержанию

Главная      ЯРКИЙ МАКИЯЖ НА УНЫЛОМ ЛИЦЕ ГОРОДА

ЯРКИЙ МАКИЯЖ НА УНЫЛОМ ЛИЦЕ ГОРОДА

РЕКЛАМА НЕ ПРОСТО РАЗДРАЖАЕТ, НО И ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОПАСНОСТЬ

РОСТОВ-НА-ДОНУ

БОЛЕЕ ДВУХ ТЫСЯЧ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ БЫЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В ПРОШЛОМ ГОДУ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ. ЗА ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЭТОГО ГОДА, ИЗ КОТОРОГО ДВЕ НЕДЕЛИ ДЛИЛИСЬ ПРАЗДНИКИ, ПРОИЗОШЛО УЖЕ ДВЕСТИ НАРУШЕНИЙ. РЕКЛАМНЫЙ БИЗНЕС СЕГОДНЯ ПРЕБЫВАЕТ В ХАОСЕ.

Водку продвигали в кинотеатре

Улицы Ростова пестрят красочными щитами и плакатами, протянутыми вдоль автодорог транспарантами (которые, кстати, отвлекают на себя внимание водителя), многочисленными баннерами и уродливыми конструкциями. Рекламные щиты устанавливают с нарушением градостроительных норм и правил безопасности дорожного движения. Грэм Грин называл наружную рекламу «ярким макияжем на уродливом лице города». «Наружка» стала раздражающей, но неотъемлемой частью нашей жизни.

Ростовским территориальным управлением Федеральной антимонопольной службы в течение прошлого года было рассмотрено 150 фактов нарушения требований законодательства о рекламе. Наиболее часто в Ростовской области игнорировали статьи 6 и 7 федерального закона «О рекламе» — распространение несоответствующих действительности сведений о товаре и самом рекламодателе. Руководители таких фирм получили предписания, решения о публикации контррекламы, а некоторые были привлечены к административному наказанию.

Дело в отношении фирмы — владельца сети компьютерных магазинов было возбуждено Ростовским управлением ФАС по заявлению гражданина Владимира Наянова. В прошлом году ростовчанин решил купить компьютер, ориентируясь на цены, указанные в рекламном буклете. Однако стоимость фактически приобретенной продукции (комплектующие для компьютера, собранные воедино) существенно превысила обещанную. По объяснениям руководства фирмы, в итоговую сумму были включены дополнительные работы по сборке, наладке и тестированию машины. Таким образом, в рекламе присутствовали несоответствующие действительности сведения в отношении цены товара на момент распространения рекламы. Также там отсутствовали указание и полная информация о сроке действия рекламы и размерах скидок. Точка в деле еще не поставлена. Предприниматели обжалуют решение теруправления.

По факту использования образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для детей, было рассмотрено 24 дела: реклама банковских услуг, мобильной связи, строительных фирм, бытовой и компьютерной техники.

Очень много жалоб от ростовчан поступало по поводу роликов алкогольной продукции, которые крутили в кинотеатрах города. Поскольку эти учреждения относятся к культурным, где реклама алкоголя запрещена, прокатчикам пришлось устранить нарушения.

— Мы приложили значительные усилия, чтобы щиты с надписью «Сосу за копейки» не висели в Ростове, — рассказывает начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции и контроля за соблюдением рекламного законодательства Ростовского территориального управления Федеральной антимонопольной службы Константин Коренченко. — А в других городах они «украшали» центральные улицы. Речь в них шла, конечно, о пылесосе.

***

Пиар до морга доведет

Специалисты отмечают общую для всех рекламщиков тенденцию: помимо совершенствования в области самой рекламы, наблюдается стремление к более искусным и утонченным способам обхода закона при продвижении прибыльных товаров и услуг.

Большое распространение в последнее время получила реклама так называемых «зонтичных» брендов. Это продвижение товара, к примеру водки, под видом слабоалкогольных или безалкогольных напитков. То есть висит на пол-улицы «наружка»: на щите красуется логотип, огромными буквами написана марка известной водки, а внизу малюсенькими приписано: «минеральная вода», или еще интереснее: «конфеты». И возможно, действительно, будет выпущена партия «алкогольных конфет», только вряд ли больше пары сотен коробок.

В последнее время в Ассоциацию рекламных агентств Ростова-на-Дону все чаще обращаются ее члены с вопросами по поводу изображения рекламы слабоалкогольных напитков и воды, выпускаемой под известными алкогольными марками. Дело в том, что около 80 процентов производителей приходят в региональные агентства с готовыми рекламными макетами, которые, как правило, вызывают возражения антимонопольщиков из-за несоответствия законодательству о рекламе. Треть таких клиентов соглашается с доводами ростовских рекламистов и готова переделать свой макет, половина же не желает даже наклеить полосу со словами «Чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью» и вообще отказывается от рекламной кампании или же находит фирмы-однодневки, готовые идти на риск.

Поэтому некоторые рекламщики сознательно идут на нарушение закона, надеясь получить выгоду, с лихвой покрывающую расходы на оплату штрафа. Таким образом в Ростовской области рекламируют лекарство — панацею от всех болезней, начиная от импотенции, заканчивая СПИДом. Между тем «чудо-таблетки» запрещены к производству и распространению на территории России вступившим в законную силу решением суда. По заключению судебных экспертов, лекарство содержит ртуть и раствор дихлорида в спирте. Эта смесь является высокотоксичной и при попадании в организм вызывает тяжелое отравление. Таблетки были выпущены фирмой, не имеющей лицензию, местонахождение ее так и не удалось установить. По просьбе Генеральной прокуратуры Ростовское территориальное управление ФАС распространило информацию о страшном лекарстве среди рекламщиков, но некоторые из них предпочли заплатить штраф, дабы не потерять прибыль, которая может обернуться инвалидностью или гибелью соотечественников.

***

Борцы с рекламными мельницами

В прошлом году городская администрация изобрела очередной метод борьбы с несанкционированной «наружкой». Было решено поощрять призами всякого горожанина, который принесет в управление наружной рекламы Ростова более ста содранных со столбов, остановок и стен домов объявлений. Спонсировала нововведение Ассоциация рекламных агентств Ростова.

Следующим методом борьбы с навязчивыми объявлениями, облепившими город, стал автодозвон с телефонной станции

Ростовчане извлекают выгоду из рекламы самым неожиданным образом по телефонам, указанным в объявлениях. Смысл акции заключался в том, чтобы автор объявлений, на телефон которого через каждые пять минут поступает звонок, прочувствовал всю прелесть назойливости рекламы.

Некоторое время назад Управление наружной рекламы пыталось ограничить и число промоакций, проводимых на улицах города, путем сбора с рекламистов немалых платежей. Однако вмешалось тогда еще Ростовское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, специалисты которого сделали вывод: уличные презентации не являются наружной рекламой. То есть продвигающие разнообразную продукцию девочки в ярких майках и с пробниками в руках мало похожи на разновидность «наружки».

Трудности регулирования рекламного рынка связаны еще и с тем, что в нашей стране ряд норм, регулирующих отношения по производству, размещению и распространению рекламы, содержится в отдельных отраслевых федеральных законах. Так, например, статья 17 федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» устанавливает требования к рекламе этой продукции. Специальные требования к продвижению алкогольной продукции прописаны и в федеральном законе «О рекламе». ФЗ «О физической культуре и спорте» вообще запрещает рекламу алкоголя и табака на радио и телевидении во время трансляции любых спортивных программ. В рамках трех законов требования к рекламе одного товара вызывают разночтения и сложности в правоприменении.

Аналогичная ситуация складывается при выполнении отдельных положений, прописанных в федеральных законах «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О лекарственных средствах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и др.

Проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе», концепция которого была утверждена в ноябре прошлого года комиссией правительства РФ по законопроектной деятельности, в случае его принятия должен консолидировать все требования, предъявляемые к рекламной деятельности, различными законами, устранить пробелы и установить более прозрачные правила игры на этом рынке.

Некоторые рекламщики сознательно на нарушение

закона, надеясь получить выгоду.

***

фото: