ЛОВУШКА ДЛЯ ЛЕГКОВУШКИ
За разбитую машину суд обязал заплатить дорожников
ЗАПЛАТИТЬ ЗА РЕМОНТ ЧАСТНОГО АВТОМОБИЛЯ ДОЛЖНО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЭДИС", ОТВЕЧАЮЩЕЕ ЗА СОСТОЯНИЕ ГОРОДСКИХ ДОРОГ. ТАКОЙ ВЕРДИКТ ВЫНЕС МИРОВОЙ СУДЬЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА КАЛИНИНГРАДА. В НЫНЕШНЕМ ГОДУ ЭТО ПЕРВОЕ СУДЕБНОЕ ДЕЛО, ВЫИГРАННОЕ КАЛИНИНГРАДЦЕМ, ЧЬЯ МАШИНА ПОСТРАДАЛА ОТ ЯМ НА ДОРОГАХ.
Как рассказали в пресс-службе областного суда, авария случилась в районе недостроенного Дома Советов. Калининградец Александр Л. на своем "Фольксвагене" ехал по Московскому проспекту со скоростью сорок километров в час и угодил в яму. Она была до краев наполнена водой, а потому он принял ее за лужу. Кстати, луж на этом участке дороги имелось множество и объехать все подозрительные участки дороги физически было невозможно. Никаких ремонтных работ на проезжей части в это время не проводилось, предупреждающие знаки тоже отсутствовали.
В результате у автомобиля были повреждены колесные диски, пробита одна из шин, а также возникли проблемы с рулевой тягой. К слову, в эту же яму попало еще семь автомобилей, выехавших из нее с аналогичными повреждениями. Однако самым принципиальным и последовательным из восьми пострадавших автовладельцев оказался Александр Л. Он вначале вызвал инспектора ГИБДД, который составил акт о выявленных недостатках дороги, а затем подал в суд на МУП "Эдис". От предприятия потерпевший требовал возместить стоимость восстановительного ремонта своей машины в районе 2 тысяч рублей, расходы на проведение экспертизы в 340 рублей и уплате госпошлины в 250 рублей, а также моральный вред в 3 тысячи рублей.
В судебном заседании представитель МУП "Эдис" с исковыми требованиями не согласился. Он сослался на то, что на этом участке дороги аварийные знаки все-таки были выставлены. Правда, какие именно, пояснить не смог. По его мнению, водитель не учел дорожную обстановку и погодные условия и сам не принял все меры к предотвращению ДТП, вплоть до полной остановки автомобиля.
Решение суда было в пользу Александра Л. Только его требования были удовлетворены частично - на сумму представленных им доказательств в 2339 рублей. Удовлетворение же морального вреда в данном случае закон не предусматривал.
- Подобные иски к МУП "Эдис" рассматриваются по месту его нахождения - мировым судьей I участка Центрального района Калининграда, - говорит пресс-секретарь областного суда Елена Маначина. - В прошлом году по существу было рассмотрено два таких гражданских дела. В первом заявлении калининградка требовала взыскать с предприятия более 30 тысяч рублей - ее машина правым колесом провалилась в яму почти полтора метра глубиной, накрытую деревянным щитом без предупреждающих знаков возле нее. Кстати, это решение суда сейчас обжалуется представителем МУП, который не согласился с тем, что не были приняты надлежащие меры по ограждению места производства работ. При этом доказательств своей правоты не представил." По Инструкции Министерства ЖКХ РСФСР, организация обязана была получить в администрации района ордер на производство работ, а также согласовать с ГИБДД и обеспечить исполнение мер по безопасности дорожного движения. Во втором случае истец взыскал через суд почти 8 тысяч рублей. Его "Мерседес" двигался по улице Минской со скоростью пять километров в час и также попал в яму, до краев наполненную водой. Причем если бы он немного принял влево, то попал бы в другую точно такую же яму. Интересно, что, со слов инспектора ГИБДД, вызванного в суд в качестве свидетеля, если бы водитель-потерпевший не предупредил его о яме - в нее бы провалился и он сам на служебном автомобиле.
Удивительно, что количество подобных исков на фоне калининградского бездорожья так невелико. Несмотря на то, что ремонт городских магистралей ведется постоянно, подсчитать количество опасных для здоровья автомобиля колдобин, ям, выбоин и прочих дорожных дефектов невозможно, так же как и число разбитых сайлентблоков, шаровых, рычагов и прочих деталей подвески. Водители жалуются друг другу на плохие дороги, ремонтируя свои машины после поездок по городу, но мало кто решается отстаивать свои права совершенно законным способом.
Как рассказывал один мой знакомый иностранец, часто прибегающий к услугам таксистов, он пытался воодушевить последних хотя бы на систематическое написание жалоб в организации, отвечающие за дороги. "Акция совершенно бессмысленная у вас в России, но если жаловаться будут все и постоянно, то, может быть, что-то сдвинется с мертвой точки!" -говорил он. "Надо бы..." - вяло соглашались таксисты. Но, судя по всему, и профессионалы баранки готовы тратить время и деньги скорее на услуги автослесарей, чем на письма и суды.
В самом муниципальном предприятии "Эдис" считают, что дело давно уже сдвинулось с мертвой точки. По словам заместителя директора МУП по эксплуатации Евгения Зуева, на ремонт городских дорог стало перечисляться больше денег, а потому, к примеру, в прошлом году вместо запланированных 17 тысяч квадратных метров проезжей части было сделано почти 60 тысяч.
Впрочем, работы все равно непочатый край, если учесть, что в последний раз 60 процентов дорог города ремонтировали еще в советские времена при генсеках, а срок службы дороги - всего 10 лет. А после ямочного ремонта проезжей части гарантия вообще дается только на два года. Проблема еще и в климате - перепады температур, не идут на пользу дорожному полотну. Самое большое количество ям образуется в осенне-зимний период, когда дорога то замерзает, то оттаивает. С декабря по март дорожники только латают дыры, а к плановому ремонту дорог приступят лишь весной.
Как известно, выиграть иск в суде - половина успеха. Главное -получить отсуженные деньги. Впрочем, владельцу пострадавшего в яме "Фольксвагена" беспокоиться не стоит - как сообщили судебные приставы-исполнители подразделения службы судебных приставов Центрального района, которые взыскивают с предприятия судебные долги, "Эдис" с пострадавшими автомобилистами расплачивается полностью.
Анна Шонова