КОЛЕСА: СЧИТАЕМ ДЕНЬГИ
Суть проблемы не в том, чтобы напечатать проездных билетов столько, сколько хочется. Вопрос - кто оплатит реальную стоимость проезда
Транспортную проблему в Барнауле начали решать задолго до объявления о монетизации льгот. Однако монетизация высветила другую сторону вопроса, связанную больше с морально-финансовым аспектом, нежели самим транспортом. Строго говоря, Барнаулу и без монетизации хлопот с транспортом хватало, но реформа оказалась в роли катализатора, и теперь проблемы, которые накапливались годами, приходится решать, хотя и в более жестком графике, но в то же время вдумчиво и грамотно, тщательно взвешивая все за и против. Правительство решает, а на острие атаки оказывается мэрия. Сегодня председатель комитета по транспорту, эксплуатации дорог, благоустройству и связи городской администрации Николай ДОЛЖЕНКО отвечает на вопросы обозревателя "ВБ" Михаила ЗИМОГОРА.
- Николай Иванович, во что обойдется решение этой прямо-таки большущей транспортной проблемы, возникшей в связи с монетизацией льгот? Другими словами, что стоит за мифической ценой единого проездного билета?
- Я предлагаю этот вопрос разделить на две части. Первая касается того, сколько льготники заплатят перевозчикам, пользуясь сторублевым единым проездным билетом. В Барнауле сейчас 160 тысяч льготников. Если каждый заплатит по 100 рублей - то получается сумма в 16 млн. руб. А вторая часть - о том, что сегодня себестоимость единого проездного билета в Барнауле на гор-электротранспорте составляет 375 рублей, на городском автобусе - около 400 рублей, на пригородном автобусе, например до Лебяжки, - 600 рублей, до Мохнатушки - 900 руб. и 1100 - до Березовки. При этом каждый льготник заплатит по сто рублей, не меньше и не больше, вкупе всего 16 млн. руб. в месяц, тогда как реальная стоимость затрат на их перевозку составляет 400 млн. руб. Из каких средств перевозчик должен перекрывать разницу между тем, что есть и что надо? Вот в чем суть проблемы, а не в том, чтобы напечатать единых проездных билетов столько, сколько хочется.
- И как же тогда можно выйти из этих экономических ножниц? У мэрии в бюджете денег на доплату нет, льготники при всем желании дороже заплатить не смогут, а частник себе в убыток тоже возить не собирается.
- У правительства есть решение этого вопроса: нам говорят, по итогам работы первого месяца подсчитайте все свои затраты и готовьте документы, будут выделены дополнительные средства для покрытия разницы между продекларированной и реальной стоимостью единого проездного билета.
- Какие гарантии, что денежки не зажмут в каком-нибудь министерском кабинете?
- На сей счет есть заявление президента и правительства, других гарантов, видимо, и не нужно.
- А как можно проверить, что какой-нибудь отчаюга из глубинки не нагрел Центр на хорошие "бабки"?
- Думаю, что на это никто не пойдет, ведь заказчиком правительство определило краевые и областные администрации, субъекты Федерации, а города и районы являются подрядчиками. Поэтому краевая администрация как заказчик проверит себестоимость проезда у каждого перевозчика, мы подтвердим, какие у нас затраты на самом деле, и только тогда деньги на компенсацию из Центра через бюджеты будут выделены перевозчикам.
- Имеется в виду бюджет города?
- Да, так как мэрия является подрядчиком, а ее договоры с перевозчиками заключены через наш комитет по транспорту.
- Ну и быть посему, коль правительство эту кашу заварило. Важно, чтобы никто в этой ситуации не был напрасно обижен - ни тот, кто едет, ни тот, кто везет. Кстати, Николай Иванович, в каких видах транспорта единый проездной билет будет действительным?
- Буквально сегодня принято решение и подписано мэром постановление о том, что единый проездной билет действителен во всех видах транспорта, кроме такси и маршрутного такси ("газели"). Это пассажирский транспорт общего пользования - автобусы, трамваи и троллейбусы на всех городских и пригородных маршрутах.
- Иными словами, с 1 марта 2005 года любой льготник, купивший билет за 100 рублей, может спокойно ехать как в муниципальном, так и в частном транспорте, и никто его не выгонит, не захлопнет дверь перед его носом, как это, к сожалению, уже бывало?
- С этим билетом льготника он может ехать куда хочет. Билет будет именным, с фамилией и номером пенсионного удостоверения.
- То есть пенсионеру уже не придется брать в дорогу свое пенсионное удостоверение?
- Нет, придется, наличие подтверждающего документа обязательно, так как подделок у нас, к сожалению, еще очень много.
- Недавно в "ВБ" была опубликована схема движения маршрутов городского автотранспорта. Номер разошелся мгновенно, но теперь возникает резонный вопрос - кто будет контролировать соблюдение узаконенных маршрутов, не получится, что хотели как лучше, а выйдет как всегда?
- Вот потому-то руководством города во главе с мэром и было принято решение о реформировании всего городского пассажирского транспорта.
- О какой реформе речь?
- О радикальной и комплексной. Что сделано уже сегодня? Начали реформироваться сами предприятия-перевозчики. Это - первое. Мы создали единую диспетчерскую городскую службу наземного транспорта, которая с 1 февраля приступила к работе, она и будет осуществлять контрольные функции. Руководителем службы назначен Олег Шпомер, бывший директор крупнейшей бийской автоколонны 1244, специалист высокого уровня. Это - второе. Единая диспетчерская служба будет управлять всем городским транспортом. На первом этапе пока что одними автобусами, а на втором этапе "подтянет" к себе такси и горэлектротранспорт.
- Помилуйте, Николай Иванович, как же можно организовать эту, простите за выражение, "дикую вольницу", она же всегда была сама по себе, а тем более сейчас, куда хочу - туда и ворочу.
- Вопросов с такси очень много, но если положено по расчетам иметь в Барнауле 40 стоянок для такси, то их и будет ровно столько и там, где это выгодно городу и горожанам, а не таксистам. Не может длиться бесконечно, чтобы таксисты стояли там, где захотят - на тротуарах, возле входов в магазины, словом, в удобных для себя местах. Сегодня барнаульские таксисты, а их в городе больше тысячи, организовали свои стихийные стоянки, мы определим для них свои, разумеется, с учетом уже сложившегося пассажиропотока. Ломать через колено таксистов никто не собирается, но в некоторых случаях придется власть у потребить, сказав: вот здесь можно стоять, а здесь нельзя. При упорядочении работы городского такси будет учтена и "марочность" автомобиля.
- Видать, достали разномастные авто с шашечками на крыше?
- Не то слово, ведь кого сегодня только нет на городских улицах: и "запорожцы", и старые-престарые иномарки с правым рулем, и разбитые "москвичи", и "жигули" не первой свежести. Авто с правым рулем в роли такси по условиям безопасности дорожного движения вообще не должно быть, но они есть.
- Кому в таком случае будут отданы приоритеты?
- Сегодня марки автомобилей мы конкретно пока еще не определили, но приоритеты, однозначно, будут отданы "Волге" и комфортабельным иномаркам с левым рулем. Мы уже однажды собирали городских таксистов для делового разговора, соберем еще раз, посоветуемся и определимся. Нельзя же в самом деле рубить по живому -многие специально купили машины, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Но если цель определена - значит, надо к ней идти, реформа городского такси займет, возможно, год-полтора, но в ее необходимости никаких сомнений у нас нет.
- Несколько слов о новой маршрутной сети "газелей". Дело это, безусловно, нужное, необходимое и стоящее, однако некоторые горожане считают, что в ней не все продумано, не все интересы, скажем так, учтены.
- Это всего лишь первый, да и то небольшой, шажок в упорядочении движения городского транспорта. Мы ведь тронули только маршруты "газелей", так как они уже накатаны, люди к ним привыкли, а привычка, сами знаете, вторая натура, ее менять трудно. Но и здесь мы не собираемся устраивать революций, а будем наводить порядок поэтапно. На первом этапе мы действительно сократим количество автобусов малой вместимости, потому что один большой автобус по вместимости заменит сразу семь "газелей".Что выгоднее городу и горожанам? Разумеется, большой автобус, который, кстати, и места в уличной сети занимает гораздо меньше. Поставьте в ряд семь "газелей" и один автобус - и легко в этом убедитесь. Но, снижая количество автобусов малой вместимости, мы параллельно будем увеличивать количество автобусов большой вместимости, для нас важно, чтобы эта замена никоим образом не отразилась на пассажирах.
- Но вы же тем самым не просто усиливаете, а подстегиваете, обостряете конкуренцию за место под солнцем, вернее, за место на маршруте, согласны?
- Это совершенно нормальное явление, тем более что "Положение о конкурсе" у нас уже разработано и утверждено. Теперь перевозчик будет приходить на тот или иной маршрут только после конкурсного отбора. Не мы создавали эти жесткие условия, "газели" были закуплены не нами, мы всего лишь оформили правила игры, но играть по ним будут перевозчики, причем на наших условиях.
- Все правильно, это называется перехватить инициативу, что, собственно, и должна была сделать власть. Сколько можно было терпеть эту анархию на городских улицах.
- Конкурс начнется в июне, и в это время начнет работать новая, измененная схема маршрутной сети, опубликованная в вашей газете. Давайте называть вещи своими именами. Сегодня все городские маршруты разбиты на выгодные и невыгодные. Выгодные - это центр города, в лучшем случае ближайший пригород, а невыгодные - это социальные маршруты, например надо возить людей в Мохнатушку, Бельмесево. Надо, а вот желающих это делать маловато. Невыгодно порожняк гонять. Разумеется, никакой конкуренции на невыгодных, социальных маршрутах не будет, нет для этого базы, заинтересованности, рубля. Поэтому мы и ввели в условия конкурса так называемый элемент лотов.
- Что-то новое, уверен, горожане даже не знают, что такое транспортные лоты и с чем их едят?
- Все обстоит просто, есть заведомо выгодный маршрут, к нему, грубо говоря, притягивается невыгодный маршрут и выставляется на торги. Хочешь иметь выгодный? Бери в нагрузку и невыгодный. А иначе никак.
- Вы думаете, это удастся сделать?
- Не сомневаюсь, конкуренция на выгодных маршрутах будет очень большая, но в данном случае правила игры определяем мы.
- В общем, кто музыку заказывает, тот ее и танцует. И это хорошо. Однако все то, о чем мы с вами говорили, это лишь одна сторона решения транспортной проблемы города, другая требует не только организационных мероприятий, но и значительных финансовых затрат. Речь о расширении проезжей части дорог, строительстве транспортных развязок, виадуков, тоннелей, не говоря уже о разметке, установке светофоров и т. д. С этим как?
- Это тоже учтено комплексной программой реформирования городского транспорта. Действительно, все то, о чем вы говорили, вещь очень затратная, и тем не менее... Планируется расширение улиц, сейчас, к примеру, заканчивается ремонт Комсомольского проспекта, в городе появится еще одна транспортная артерия, по которой будет запущен автотранспорт параллельно Ленинскому проспекту. Продолжается расширение Ленинского проспекта и запланировано расширение Красноармейского проспекта и улицы Партизанской. В этом году начнем работу по расширению проезжей части улицы Челюскинцев с ремонтом трамвайных путей и даже сносом каких-то мешающих объектов. Предстоит огромная работа, но делать это нужно.
- Коснутся ли перемены городского электротранспорта -трамвая, троллейбуса, ведь сегодня, как ни крути, трамвай перевозит половину всех пассажиров.
- Расширение маршрутной сети электротранспорта в ближайшее время не намечается, но так как будущее все-таки за ним (самый экологически чистый вид транспорта. - М. 3.), в дальнейшей перспективе, наверное, будет развиваться как трамвайная, так и троллейбусная сеть. Сейчас у городского трамвайно-троллейбусного предприятия проблема в другом - в обновлении подвижного состава. Парк очень изношен, хотя и считается одним из лучших за Уралом, импортный трамвай стоит до 5 млн. руб., дорого, но думаю, монетизация поставит все на свои места, через какое-то время отойдут и эти единые проездные билеты, народ заживет получше, увеличатся пенсия и зарплата, и тогда появится возможность обновить парк самого демократичного транспорта.
- Могу только порадоваться вашему оптимизму, Николай Иванович, спасибо и удачи вам.
- Спасибо!