СИГНАЛИЗАЦИЯ, "СЕКРЕТКА" И "МОРКОВКА"
Войной с ветряными мельницами назвал свою работу начальник отдела по борьбе с хищениями и угонами автотранспорта оперативно-розыскной части ГУВД Алтайского края Сергей Зорин, выступая перед журналистами 8 февраля
Похвастаться нечем
В минувшем году в крае было угнано 920 автомобилей. Барнаульские угонщики разборчивы: отдают предпочтение технически исправным автомобилям престижных моделей с малым сроком эксплуатации, большую часть которых составляют "тойоты" и "хонды". Сотрудниками отдела по борьбе с хищениями и угонами автотранспорта было раскрыто 229 преступлений, изъято 88 автомобилей, находящихся в розыске, задержано 15 преступных групп. А работники ГИБДД за прошедший год нашли на 100 автомобилей больше, чем в 2003 году. Было выявлено около 50 машин криминального происхождения, 300 автомобилей с перебитыми номерами агрегатов, а уголовных дел было возбуждено только семь. Это связано с тем, что транспорт неоднократно перепродавался и выяснить, кто конкретно в этой цепочке перебил номера, невозможно.
Тем не менее процент раскрываемости угонов автомобилей так и не был озвучен. Зорин ясно дал понять представителям краевых СМИ, что не заинтересован предавать гласности эти "впечатляющие" цифры, отметив лишь, что ими недоволен и он сам, и руководство ГУВД. И понять его можно, хвастаться пока действительно нечем. Спада криминогенной обстановки в этой сфере, на что рассчитывали сотрудники милиции и ГИБДД, не произошло.
Причину высокого уровня преступности можно связывать и с социально-экономической ситуацией в стране, и с прибылью от криминального автобизнеса, которая уступает только продаже оружия и наркотиков. Но главное, по мнению г-на Зорина, все же не в них, а в существующем правовом регулировании.Хищение автомобиля не классифицируется УК как тяжкое преступление. Наказание за него не связано с лишением свободы. По статистике 75% всех задержанных и привлеченных к уголовной ответственности за кражи автотранспорта оставались на свободе и продолжали нарушать закон.
Несовершенство существующей системы проявляется и в легализации (а попросту - в регистрации в ГИБДД) угнанных автомобилей по решению судов. По такой схеме последние два-три года легализовывались так называемые автомобили - "конструкторы". Автомобили, купленные в Японии, растаможивались по частям, например кузов и двигатель отдельно. По результатам экспертиз суд признавал собранные машины транспортным средством и обязывал ГИБДД ставить их на учет. Под этой "вывеской" преступники потянулись в суды потоком, чтобы зарегистрировать похищенные авто.
Коллегия краевого суда пришла к соглашению опротестовывать на уровне прокуратуры решения судов о постановке на учет "криминальных" автомобилей. Практически это будет сделать невозможно. Процесс этот длительный, большинство "конструкторов" уже много раз перепроданы. Уже в декабре-январе не было поставлено на учет ни одного автомобиля - "конструктора". Зато выросло число угонов с последующим возвратом владельцу за вознаграждение.
Недоумение у руководителей ГИБДД и ГУВД вызывает и позиция официальных представителей различных автопроизводителей - "Тойота", "Ниссан", "Форд" и других, выпускающих модели автомобилей, которые угоняются особенно часто. Будь в базе данных ГИБДД серийные номера выпущенных автомобилей, раскрываемость угонов выросла бы в разы.
Участились случаи угонов с автостоянок. В прошлом году таким образом было угнано два автомобиля. С вопиющей небрежностью подходят владельцы стоянок к обеспечению охраны, организации работы и, что немало важно, подбору персонала. И буквально на днях, 7 февраля, с автостоянки на Павловском тракте угнали "тойоту-чайзер" белого цвета, без госномеров. С исчезновением машины пропал и сторож, устроившийся работать двумя днями раньше. Такое вот совпадение.
Закон суров, но...
В этой ситуации работники ГУВД и ГИБДД пошли сразу несколькими путями. Во-первых, в результате реорганизации регистрационные подразделения (РЭО) перешли под юрисдикцию ГУВД края. Теперь постановка на учет всех автомобилей, прибывающих из-за пределов Алтайского края, будет проводиться в Барнауле. Ужесточение правил регистрации -мера, конечно, непопулярная, но необходимая. Связано это в первую очередь с тем, что совсем не факт, что угнанный транспорт появится в городе. На сельских пунктах ГИБДД техническая база скудная, а базы данных угнанного транспорта есть далеко не везде. На проверку уходит очень много времени, запросить Барнаул тоже удается не всегда: на пунктах нет даже "восьмерки" для связи с Барнаулом.
Руководство ГУВД и ГИБДД приняло решение о создании в городе Барнауле единого большого подразделения, которое будет обеспечивать как безопасность дорожного движения, так и борьбу с преступлениями. С 1 января создан полк дорожнопостовой службы (ДПС), за каждым районом города закреплена отдельная рота, которая будет непосредственно заниматься поиском угона транспортных средств. В полку создан отдельный взвод по кражам и угонам автотранспорта. Как видите, реорганизация произведена серьезная. Тем не менее январь показал, что количество краж и угонов не снижается.
Хорошие новости
По схеме легализации работала одна из задержанных в прошлом году преступных групп, действовавшая в Барнауле еще с 1996 года. Она занималась скупкой похищенных автомобилей, изменением номеров агрегатов, подготовкой для них поддельных документов и легализацией (постановкой на учет) этих автомобилей через ГИБДД. Двое членов этой группы привлекались к ответственности за скупку краденого еще в 1999 году. А выйдя на свободу, снова занялись угоном.
В первые два дня было изъято девять автомобилей из семи гаражей. Угнанные автомобили шли туда караваном, о них знали и сторожа, и председатель гаражного кооператива. Шесть новосибирских автомобилей еще оставались в своем первоначальном виде, а пять уже продавались как "конструкторы". Всего оперативниками было изъято 22 похищенные машины. Часть из них уже была поставлена на учет через одну из точек РЭО Барнаула. В отношении сотрудника ГИБДД возбуждено уголовное дело.
Интенсивность деятельности преступников была на столько высока, что всего за месяц они успевали переделать машину, перебить номера и поставить автомобиль на учет в ГИБДД. Качество подделок документов и номеров агрегатов было очень высоким.
Самооборона
А пока сохранность транспорта по-прежнему в большей степени зависит от его владельца. Как говорится, спасение утопающих... Не стоит беспечно относиться к своим машинам. Не оставляйте ключи и документы в автомобилях, даже если покинули салон "на минутку".
Поэтому, если у вас не получается поставить машину на сигнализацию, не упускайте своего железного коня из поля зрения или оставьте кого-нибудь в машине. Максимальное расстояние для сканирования кода сигнализации не больше 100-150 метров, поэтому автомобиль преступников, скорее всего, находится рядом с вашим. Профессионализм жуликов впечатляет, он растет пропорционально цене вашего автомобиля: чем выше стоимость, тем лучше технически оснащен и грамотен сам преступник. Он тщательно исследует образ жизни и распорядок дня потенциального "клиента". Бдительность не помешает и здесь. Обращайтесь напрямую в отдел по борьбе с хищениями и угонами автотранспорта, если на протяжении нескольких дней вы замечаете одного и того же человека или подозрительный автомобиль рядом с вашим.
А пока совет от начальника отдела по борьбе с хищениями и угонами автомобилей ОРЧ N1 Сергея Зорина: "Максимально защитят ваш автомобиль сигнализация, "секретка" и механическая защита, так называемая "морковка".