Разбиваем быстрее, чем строим
Проспект Кунаева, торжественно сданный в эксплуатацию осенью минувшего года, сегодня местами напоминает разбитую проселочную дорогу, уставшую от потока большегрузов. Ямы оказались настолько велики, что засыпать их пришлось машинами гравия. Но по новой трассе проезд грузовиков запрещен, и на самом деле причина огромных выбоин на центральной улице совсем иная. Водители напропалую ругают строителей за брак в работе, а компания, выигравшая тендер на возведение дороги, обвиняет во всем стремление властей к показухе.
- Получается, что дорогу строили только для того, чтобы Президенту показать, - возмущается автолюбитель, отказавшийся назвать свою фамилию. - Вот бы Глава государства неожиданно приехал в Шымкент да решил прокатиться по новой трассе. Интересно, что бы он сказал нашим чиновникам, так бодро рапортовавшим о завершении нового проспекта?! Небось, по головке бы не погладил.
Официально акт приема трассы в эксплуатацию госкомиссией еще не подписан, даже не все деньги освоены, и по идее движения по ней быть не должно. Но у городского и областного начальства свой резон: дороги Шымкента уже не выдерживают потока транспорта, увеличивающегося год от года, и открывая проезд по проспекту раньше срока, оно просто стремилось разгрузить движение. Короче, хотели как лучше, а получилось как всегда.
С дорогами Шымкенту не везет хронически. Практически нет ни одной улицы в городе, езда по которой доставляла бы водителям удовольствие. Сколько бы трассы не латали, они все равно с удивительным постоянством превращаются в бездорожье. Удивительно, но у тех, кто по долгу службы обязан контролировать качество строительства, особых претензий нет.По словам главного специалиста областного департамента транспорта и автомобильных дорог Есенбека Мырзабаева, за прошлый год строительным компаниям направлено 57 предписаний о нарушениях в строительстве и проведении ремонта дорог, и все они своевременно устранены.
- Мы считаем, что строят дороги качественно и в соответствии со всеми стандартами, - заверил меня собеседник. - А почему они так быстро разрушаются, вопрос не по адресу. Прежде чем строить, специальная лаборатория дает заключение о качестве асфальта, значит, она и виновата, если что не так, вот пусть и отвечает за столь быстрый выход асфальтового покрытия из строя.
Между тем за качество дорог и новых, и тех, что капитально отремонтированы, пока не ответил никто. В позапрошлом году завершен, например, капитальный ремонт улицы Адырбекова, а уже впору приступать к новому. Обошелся же он городской казне почти в сто миллионов тенге. Если учесть, что более восьмидесяти процентов шымкентских дорог имеют деформации и повреждения, а значительная их часть и вовсе на стадии разрушения, то такое расходование средств не может вызвать ничего, кроме недоумения. После десятилетнего затишья последние пять лет ежегодно выделяются средства на реанимацию дорог и строительство новых. И самое время упор сделать на качество. Иначе в Шымкенте никогда не удастся привести все дороги в порядок, даже если на это будут выделены миллиарды тенге.
За весь прошлый год на строительство, ремонт и содержание шымкентских дорог выделено 388, 2 миллиона тенге. Все запланированные ремонтные работы выполнены в полном объеме. Дороги областного значения профинансированы на сумму почти вдвое больше, чем городские. На эти средства построено четыре километра автодороги Арысь - Монтайтас и мост в поселке Ачисай близ Кентау. Капитально отремонтированы 35 километров автодороги и два моста в Сайрамском районе через реку Аксу и в Тюлькубасском районе через реку Арысь.
Региональная программа развития дорог местного значения общего пользования и обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте на 2004 -2006 годы в качестве приоритетных направлений определяет завершение строительства объектов, начатых раньше, реконструкцию аварийных мостов, капитальный ремонт разрушенных участков дорог. На этот год из областного бюджета на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог областного значения выделено 587 миллионов тенге. Эта сумма будет истрачена на завершение работ по строительству автодороги Арысь - Монтайтас, реконструкцию улицы Жибек жолы в селе Аксукент, проведение капитального ремонта 25, 7 километра и среднего ремонта 34 километров автодорог.
Есть еще один источник финансирования для транспортных артерий региона. Почти семьсот миллионов тенге из республиканского бюджета предусмотрены на проведение ремонта и содержание автомобильных дорог республиканского значения. Сегодня в области работает 25 дорожных предприятий, с которыми были заключены договора подряда на выполнение дорожных работ. На дорожную отрасль работают девять асфальтобетонных и двенадцать камнедробильных заводов. Их мощности позволяют выполнять дорожно-ремонтные и строительные работы гораздо большего объема. Так что при желании выбирать есть из чего и, по большому счету, те компании, которые не отличаются высоким качеством дорожных работ, в тендерах побеждать не должны.
Южно-Казахстанская область