Проверка на дорогах
Наличие семи автомобильных пунктов пропуска на государственной границе позволили Калининградскому областному управлению Госавтодорнадзора (в недавнем прошлом отделению Российской транспортной инспекции) взять под постоянный контроль всех международных перевозчиков, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров как в Европу, так и в регионы России и СНГ. В результате за прошлый год привлечено к административной ответственности около пяти тысяч международных перевозчиков. Для сравнения отмечу, что два года тому назад было вскрыто нарушений в шесть раз меньше. При этом заметно снизилось число опротестованных решений: судом было отменено лишь четыре постановления.
Безусловно, эта работа принесла свои положительные результаты, прежде всего в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения. Например, в 2004 году не было ДТП на грузовом транспорте. Важно и то, что перевозчики избежали крупных штрафных санкций при досмотрах в европейских странах. Таким образом, государственный транспортный контроль объективно способствует тому, что предприниматели вкладывают часть прибыли в развитие производственной базы, укрепляют безопасность перевозок, приобретают автотранспорт, отвечающий требованиям евростандарта. Это единственный путь к выживанию калининградских перевозчиков в условиях жесткой конкуренции с западными соседями.
Сегодня периодически поднимается вопрос о передаче функций транспортного контроля другим контролирующим органам. В связи с этим у меня как человека, тридцать лет проработавшего в надзорных и контрольных органах, напрашивается вопрос: кому это выгодно? Я думаю, что не государству и не перевозчику. Осуществление транспортного контроля неподготовленными людьми немедленно приведет к формальному подходу в ответственной работе. Это сразу же нанесет ущерб перевозчикам, в том числе международным, развитию транспортного комплекса области в целом.
С учетом определенных положительных тенденций на грузовом транспорте мы сместили центр тяжести в организации нашей работы на пассажирские перевозки. На балансе транспортников региона числится более 700 автобусов. Все автопредприятия имеют необходимую материально-техническую базу по техническому обслуживанию и ремонту, соответствующие условия для проведения ежедневного технического и медицинского контроля. Распределение маршрутов автобусной сети между перевозчиками осуществляются на конкурсной основе с участием представителя транспортной инспекции. Мы даем заключение по выполнению конкурсантом условий и требований лицензирования.
В парке транспортных средств Калининграда преобладают автобусы марок "Мерседес" и "Манн", закупленные за рубежом после эксплуатации в европейских странах. Только хорошо организованная система ремонта и обслуживания этих типов машин позволяет поддерживать необходимые параметры безопасности. В 2004 году администрацией области в рамках программы "Сельский (школьный) автобус", рассчитанной на 2004 - 2006 гг., приобретено 30 новых машин, которые распределены по районам области. Порадовавшись вместе со всеми этим жизненно важным для области пополнением, мы тем не менее решили проконтролировать, как на местах распорядились новой техникой. Проверка показала, что только 13 автобусов закреплены за базовыми автопредприятиями. Остальные направлены в школы и администрации сельских округов. Таким образом, 17 автобусов оказались в организациях, не имеющих реальных возможностей выполнить весь комплекс требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами, предусмотренных приказом Минтранса России от 08. 01. 1997 г. N 2. В связи с выявленными фактами подготовлено представление в администрацию области с предложением закрепить все приобретенные автобусы за базовыми автопредприятиями.
Старение по существу уже отработавшего свой срок автопарка на фоне постоянного роста общего количества автотранспортных средств (их в области 268 тыс. единиц, из которых 210 тыс. - легковые автомобили) создает чрезвычайно опасную обстановку на улицах и дорогах. В этих условиях транспортная инспекция старается применить все свои полномочия к перевозчикам, которые формально (на бумаге) исполняют условия лицензирования, а на деле создают реальные предпосылка для совершения дорожно-транспортных происшествий.
Нередко нам приходится приостанавливать действие лицензии. При этом мы столкнулись с фактами, когда отдельные недобросовестные перевозчики уходят от наказания. Они оспаривают наши санкции в арбитражном суде. При этом суд, принимая гражданское дело к производству, приостанавливает наше решение до рассмотрения дела в суде, а это длится 1-1, 5 месяца. Тем самым суд, используя свои процессуальные возможности, по существу идет на поводу у перевозчиков и фактически лишает государственный контролирующий орган возможности применять к нарушителю установленную законом профилактическую санкцию, не беря при этом на себя ответственность за то, что произойдет на предприятии в этот период. Полагаем, что здесь есть над чем подумать нашим законодателям для ускорения рассмотрения подобных жалоб в арбитражных судах.
В целом же, анализируя административную и судебную практику по результатам инспекторской деятельности автодорожного отдела и отдела федерального транспорта, а это за год почти 200 протоколов об административной ответственности с направлением большинства из них в суд, мы убедились, что чем больше судьи вникают в проблемы транспортного законодательства, тем меньше принимают необоснованных либо явно мягких решений. Безусловно, этому способствовала и активная позиция юридической службы отделения, сотрудники которой участвуют в большинстве судов при рассмотрении протоколов о привлечении к административной ответственности. При этом они не только разъясняют требования транспортного законодательства, но и документально подтверждают вину перевозчика в нарушении условий лицензирования.
Анализ судебной практики также показал, что наиболее действенным средством воздействия на перевозчика является решение о привлечении его к административной ответственности как юридического лица. Это влечет наложение административного штрафа от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда с последующим опубликованием результатов проверки и судебного решения в средствах массовой информации.
Отрадно, что в области снижается аварийность на лицензируемом транспорте. Здесь происходит не более одного процента аварий от общего количества ДТП. Снижается число погибших в дорожно-транспортных происшествиях, совершенных по вине водителей. Мы добились отсутствия случаев ДТП по причине нетрезвого состояния водителей. Но существующие в области проблемы транспорта и безопасности дорожного движения одними административными мерами не решить. Отсутствие в регионе единой государственной политики в области автомобильного транспорта не позволяет сконцентрировать усилия всех заинтересованных структур на последовательном и комплексном решении существующих проблем. Здесь нужны общие усилия, которые необходимо координировать. Эту роль, по нашему мнению, могла бы выполнить областная программа повышения безопасности дорожного движения. В настоящее время транспортной инспекцией инициировано включение областной Думой в бюджет области на 2005 год финансирования разработки такой программы. Нас поддержал вице-спикер Думы Михаил Дударев, который является и президентом ассоциации автотранспортных предприятий Калининградской области.
Также полагаем, что назрела необходимость создания единого центра (государственное учреждение), в полномочия которого входили бы координация деятельности транспортных организаций всех форм собственности, работа по привлечению инвестиционных средств для реализации проектов модернизации и развития транспортной сети области, а также государственное регулирование цен и тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования. Такой центр мог бы взять на себя и реализацию региональной программы.