Перейти к основному содержанию

Главная      Чертов перекресток

Чертов перекресток

Вряд ли в Костроме найдется человек, Который хотя бы раз не попадал в пробку на перекрестке улиц Подлипаева и Советской. И дело даже не в том, что уходит драгоценное время водителя и пассажиров, а в том, что движение на этом участке создает угрозу безопасности дорожного движения, особенно когда какая-нибудь маршрутка лихо заворачивает перед носом другой, чтобы успеть проскочить до сплошной линии транспорта, двигающегося по встречной полосе.

Опять пробка!

В пробки на дорогах Костромы ежедневно попадают тысячи костромичей, и не только на перекрестке Подлипаева - Советская. Причем не только в часы пик. Причин на то несколько, но первая просто бросается в глаза: в последние годы количество транспорта на дорогах города резко возросло. В основном это произошло за счет частных легковых автомобилей, которые постепенно перестают быть роскошью, становясь просто удобным средством передвижения, и за счет частных пассажирских «Газелей». Если еще три года назад их было всего несколько десятков, то теперь около 500. И маршрут значительной их части проходит по улице Советской.

К сожалению, улицы в Костроме шире не стали, развязок не прибавилось. Отсюда и пробки, и аварии. По данным ГИБДД г. Костромы, только за три последних месяца 2004 года на перекрестке улиц Подлипаева и Советской произошло 13 (!) дорожно-транспортных происшествий, то есть в среднем по одному в неделю. Что делать? С этим вопросом мы обратились к тем, кто обеспечивает безопасность движения в городе. Оказалось, что решений проблемы больше чем достаточно.

РЕАЛЬНОЕ: разгрузить Советскую от транспорта

Пожалуй, это самый простой и самый дешевый способ решения проблемы: по крайней мере, он не требует дополнительных затрат на дорогостоящие изыскания. Упорядочение движения пассажирского транспорта по улице Советской является одним из приоритетных направлений деятельности департамента городского пассажирского транспорта и администрации в целом. Первый этап - конкурсы на маршруты - уже имеют место быть, однако пока они не коснулись маршрутов, проходящих по главной улице города.

ВПОЛНЕ РЕАЛЬНОЕ: добавить на светофоре стрелки левого поворота

Возможно ли это? С этим вопросом мы обратились к директору филиала «ГОССМЭП МВД России по Костромской области» Борису Карповичу (именно это предприятие является владельцем всех светофорных объектов в области). Борис Михайлович согласен, что перекресток проблемный. И введение дополнительных фаз движения (стрелок) поворота налево действительно может переломить ситуацию в лучшую сторону. Но это сравнительно дорогой способ, так как до введения дополнительных фаз необходимо изучить интенсивность движения транспорта во всех направлениях. Кроме того, требуется провести реконструкцию перекрестка в целом: светофорных объектов, кабельных трасс, может потребоваться замена контроллера. Необходимо установить радиосвязь между всеми светофорами. Сколько это будет стоить в комплексе, Борис Карпович ответить пока не готов, но сумму можно себе представить по одной цифре: Омский институт (а в России всего два института могут сделать такие расчеты) запросил за разработку системы дислокации транспорта в городе 800 тысяч рублей. Естественно, таких денег в муниципалитете не нашлось.

Как бы не проморгать...

Как, впрочем, нет денег на введение в строй новых светофорных объектов и на реконструкцию старых. Последний раз подобные работы проводились в 1998 году. Сегодня, по словам Карповича, предприятие работает в режиме пожарной команды: сломалось - сделали. Техническое обслуживание светофоров договором с СМЗ даже не предусмотрено. В результате, 85% светофорных объектов Костромы требуют если не замены, то хотя бы капитального ремонта (всего их в Костроме 65, без учета обычных «мигалок» на пешеходных переходах). В Костроме есть светофоры, отработавшие без капитального ремонта по 25-30 лет (при сроке эксплуатации до 10 лет!). Интересно, как будет осуществляться регулирование движения автотранспорта, когда областной центр в одночасье лишится сразу большого количества светофоров? А по области дела еще хуже: ведь там устанавливаются светофорные объекты, отработавшие свой срок в областном центре.

ПРОГНОЗИРУЕМОЕ: расширить улицу Советскую

Речь идет об отрезке Подлипаева - площадь Конституции. С правой стороны возможность для расширения проезжей части есть. Но и это тоже довольно дорогостоящий проект, т.к., кроме строительства мостовой, необходимо перенести вправо троллейбусную линию: столбы, провода и прочее.

ОТЛОЖЕННОЕ: построить второй мост Решение о строительстве нового моста у деревни Середняя, который бы уводил весь транзитный транспорт за черту города, уже принято на федеральном уровне. Дело за немногим - за деньгами, но пока ни одной копейки для финансирования строительства не поступило. Так что разгрузить мост вряд ли удастся скоро, если только городская администрация не наведет жесткий порядок с выводом большегрузных машин с существующего моста направо: по Кооперации - Профсоюзной - Индустриальной - и на выезд из города. На сегодняшний день эта схема работает не в полном объеме: желающие заехать в город, делают это беспрепятственно.

ПОЧТИ НЕРЕАЛЬНОЕ: построить двухуровневую развязку

Об этом проекте нам рассказал начальник отделения организации движения в г. Костроме, сотрудник ГИБДД Сергей Кротов. Еще в конце 70-х - начале 80-х годов «Гражданпроект» разработал комплексную транспортную схему Костромы. В проект вошла и развязка в двух уровнях под злополучным перекрестком. Вторая (нижняя) дорога должна была уйти с моста в овраг и выйти в районе 1-й городской больницы. Надо сказать, что тогда лечебное учреждение не имело такого значения и занимало гораздо меньшую территорию. Подобные развязки планировались также на перекрестке Советская - Титова, на Магистральной у мини-рынка «Паново» и у Вечного огня. Но единственное место, где удалось воплотить желаемое в жизнь - это на Кинешемском шоссе.

Сейчас в городе разрабатывается новый генеральный план, и мэр Костромы Ирина Переверзева заверила «МК», что подземный тоннель в нем предусмотрен. Только вот подготовка идеального плана города займет не менее трех лет. На федеральный и областной бюджеты Ирина Владимировна не надеется, средства, сказала она, будут изыскиваться из внебюджетных источников. В том числе и за счет так называемой инвестиционной составляющей. Когда у Костромы будут такие деньги, сказать сложно. Ведь, по оценке специалистов, строительство развязки обойдется чуть дешевле моста, потому что построить тоннель в месте, где сосредоточены все виды инженерных коммуникаций (вода, газ, телефон и т.д.), не так-то просто.

Хорошо забытое старое

В ходе беседы корреспондента «МК» со специалистом были озвучены еще несколько путей решения проблемы. Например, предлагалось вернуть в город автоматизированную систему управления дорожным движением, так называемую «зеленую» волну, когда от скорости движения регулировалось переключение светофорных объектов. Т.е. если водитель едет по улице с установленной на этом участке скоростью, то он никогда не будет стоять на светофоре. Это и в экологическом плане хорошо, и водители бензин экономят. Был и такой вариант: обязать всех руководителей организаций, находящихся на улице Советской, оборудовать стоянки за пределами проезжей части.

Какие-то меры по оптимизации движения в Костроме уже применялись, какие-то нам увидеть еще предстоит, о некоторых остается только мечтать. Согласно статистике, ежегодно в ДТП страна теряет намного больше, чем стоит организация безопасного движения на дорогах. Ежегодно на дорогах Россия теряет до 35 тысяч своих граждан, а 153 тысячи человек получают ранения разной сложности. Часть пострадавших становится инвалидами, другие умирают от полученных ран в течение двух-трех недель или месяца. При этом сумма ущерба в ДТП по России только в 2002 году составила 242 миллиона рублей, а в 2003 уже 263 миллиона.

Хотя только обычная горизонтальная разметка дорог сокращает количество ДТП на 50%. Так что вывод напрашивается сам собой: безопасность движения должна стать такой же приоритетной статьей расходов, как заработная

Самые сложные перекрестки Костромы:

Ул. Советская - Подлипаева

Ул. Советская - Титова

Кинешемское ш. - ул. Димитрова

Пр. Мира - Калиновская

Ул. Ленина - Калиновская

Ул. Ленина - Рабочий пр.

Ул.Ивана Сусанина - Никитская

Ул. Галичкая - Ю. Смирнова

Пр. Мира - Ю. Смирнова.