Перейти к основному содержанию

Главная      ДОРОГИ ПОДРЕСТАВРИРУЮТ

ДОРОГИ ПОДРЕСТАВРИРУЮТ

Принята программа их обновления

С начала этого года вступила в действие областная программа "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2005-2008 годы". Общий бюджет программы разработчики определили в 3 млрд. 467 млн. рублей, на эти деньги должны быть заново построены 10, 64 км дорог и 465, 7 м мостов, отремонтирован 351 км автотрасс, а также созданы объекты инфраструктуры - автозаправочные станции, кафе, магазины, станции техобслуживания. Причем, помимо бюджетных источников, к реализации программы планируется привлечь и коммерческие структуры.

Общая протяженность сети автомобильных дорог на территории Астраханской области в настоящее время составляет свыше 4000 км, из них на областные автодороги приходится 2284 км, и, как считают разработчики программы, их состояние не отвечает требованиям экономики области. Так, значительную часть сети (27 процент) составляют щебеночные и грунтовые автодороги, 137 из 432 населенных пунктов не имеют подъездных путей к автодорогам общего пользования. Средняя скорость движения по автодорогам области не превышает 45 км/час, что увеличивает транспортно-эксплуатационные расходы автовладельцев. К тому же, по данным статистики транспортно-эксплуатационного состояния областных автодорог, 18, 2 процент из них не соответствуют требованиям по ровности, а 55, 6 процент имеют недостаточную прочность.

СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ

На устранение этих недостатков и направлена программа развития дорожного хозяйства на 2005-2008 годы. За это время планируется построить и реконструировать 10, 64 км, также будут переведены в статус областных 25, 2 км внутрихозяйственных дорог, около 15 сельских населенных пунктов получат постоянную связь с административными центрами по дорогам с твердым покрытием. Также будут выполняться работы по поддержанию дорожной сети, уменьшению отставания по срокам ремонтов дорог - ведь не секрет, что многие дороги области давно нуждаются в капитальном ремонте.

Продолжится строительство объездной дороги

г. Астрахани в целях выноса из города транзитных потоков. Планируется строительство приграничного мостового перехода через реку Кигач.

Всего на строительство и реконструкцию автомобильных дорог планируется потратить 855 миллионов рублей.

РЕМОНТ

В результате накопившегося с годами недоремонта автодорог произошло снижение несущей способности дорожного покрытия и утрата таких важных технических параметров, как ровность, сцепление. Проезжая часть многих автодорог из-за отсутствия ремонта значительно сузилась.

В условиях недофинансирования отрасли основной упор разработчики программы решили сделать на поверхностной обработке дорожных покрытий. Стоит она сравнительно недорого, а эффект защиты асфальтобетонного покрытия от нее значительный.

Другой важный пункт программы - озеленение автодорог с целью уменьшения распространения вредных выбросов от автомобилей и улучшения эстетических качеств дорог.

Всего за четыре года, на которые рассчитана программа, планируется отремонтировать 351 км дорог и 46, 8 м мостов. Общие затраты должны составить 1444, 9 млн. рублей.

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Современная дорога не обходится без разметки и дорожных знаков, они являются важным элементом организации движения и более чем на 20 процент способствуют снижению дорожно-транспортных происшествий. Поэтому мероприятия по нанесению разметки на областных автодорогах являются важным компонентом программы.

Другой аспект дорожной безопасности - дорожный сервис. Разработчики программы предусмотрели систему мер по упорядочению размещения объектов придорожного сервиса, от которого, помимо безопасности, зависит экологическая нагрузка на придорожные полосы, улучшение обслуживания автомобилистов. Строительство объектов дорожного сервиса, таких как автозаправочные станции, станции технического обслуживания, кафе, закусочные и магазины, планируется проводить за счет коммерческих структур малого бизнеса, которые проявляют к подобного рода проектам большой интерес.

Тем не менее общие расходы на повышение безопасности дорожного движения и развитие инфраструктуры должны составить 1046, 4 млн. рублей.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Общие затраты на реализацию программы в течение четырех лет планируются в размере 3 467 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета планируется привлечь 569, 2 млн. рублей, из областного бюджета - 2031, 1 млн. рублей, из муниципальных бюджетов - 184 млн. рублей. Еще 677 млн. рублей разработчики программы рассчитывают получить от коммерческих структур, 6 млн. рублей - от предпринимательской деятельности.

Кстати, 2005 год, когда начинает действовать областная программа развития дорожного хозяйства, станет годом реформ в дорожном хозяйстве в целом по России. Как признают в Министерстве транспорта, состояние транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства не соответствует потребностям социально-экономического развития страны. При росте количества автомобилей на 7-10 процент в год пропускная способность российских дорог в 2004 году увеличилась менее чем на 1 процент.

Выход из создавшегося положения министр транспорта РФ Игорь Левитин видит в привлечении частных капиталов за счет использования государственно-частного партнерства при строительстве платных автодорог. Плата за проезд по таким дорогам должна компенсировать затраты на строительство и эксплуатацию магистралей, уже разрабатываются четыре подобных проекта, в том числе скоростная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург шириной в шесть полос в каждом направлении с разрешенной скоростью до 150 км/час, отсутствием населенных пунктов, светофоров и пешеходных переходов.

При этом необходимым требованием при строительстве платных дорог по закону является наличие альтернативной бесплатной дороги.

В Астраханской области строительство платных дорог пока не планируется, но поскольку первые подобные проекты, по прогнозам, начнут осуществляться не раньше 2007 года, вероятно, в следующей областной программе они уже будут предусмотрены.

***

Сергей Трушкин, и.о. начальника департамента дорожного хозяйства:

- Раньше существовал специальный дорожный фонд, за счет которого производились ремонт и строительство дорог. После изменений и преобразований, проведенных на федеральном уровне, такого фонда не стало и эти работы финансируются из различных бюджетов. Поэтому основная цель программы - сохранить целевое финансирование отрасли, расходные статьи, определяемые в областном, федеральном и других бюджетах.

Что касается самой программы, то в тех объемах, в которых она существует сейчас, это программа выживания, программа-минимум, призванная хотя бы не ухудшить состояние дорожного хозяйства. Только на ремонт дорог на самом деле, по нашим подсчетам, необходимо выделять из областного бюджета с учетом помощи центра в виде субсидий и субвенций около 800 миллионов рублей в год. Но таких денег нет.

Что касается автодорог, расположенных в городе Астрахани, то их благоустройством по закону занимается муниципальное образование "Город Астрахань". Областная администрация понимает, что в мэрии свободных денег еще меньше, и поэтому в дальнейшем мы планируем помогать финансами - в 2006 году планируем направить на ремонт городских дорог 116 миллионов рублей.

Конечно, хотелось бы привлечь частные капиталы на ремонт и строительство дорог, но пока механизм частно-государственного партнерства не разработан. С другой стороны, у нас нет таких оживленных магистралей, которые могли бы заинтересовать частных вкладчиков. Для этого необходимо, чтобы движение по автотрассе было не менее 20 тысяч автомобилей в сутки, у нас в среднем проходит меньше 5 тысяч автомобилей.

Олег Караев, начальник отдела городского пассажирского транспорта и связи администрации города Астрахани:

- Очень обидно, что город, его дорожное хозяйство в областной программе практически не прописаны, в ней речь идет только о строительстве и ремонте дорог федерального и областного значения. Город Астрахань оказался вне поля зрения авторов программы, хотя по степени значимости именно городские дороги, и многие со мной согласятся, я бы поставил на первое место. Следовало бы отказаться от части финансирования федеральных и областных дорог и вложить эти деньги в городские транспортные развязки. Речь о них идет уже давно, существуют проекты решения самых острых проблем городской сети автодорог, но пока они остаются только на бумаге.

Например, давно уже была обоснована необходимость строительства моста через р. Болду, который бы разгрузил улицу Яблочкова и сделал движение в сторону микрорайона Бабаевского и дальше на поселок Аксарайский более свободным и комфортным. Среди первоочередных задач я бы также выделил разрешение неудобного транспортного узла в районе железнодорожного вокзала - необходимо улицу Ак. Королева вывести непосредственно на мост через железную дорогу. Практически каждый день в этой транспортной развязке происходят аварии, но город самостоятельно эту проблему решить не может.

Объемы финансирования дорожного хозяйства города несопоставимы ни с потребностями, ни с другими областными центрами, где городские проблемы власти решают совместно.

Если говорить о конкретных цифрах, то за прошлый год городская администрация провела строительные дорожные работы на сумму 3 миллиона 332 тысячи рублей, а капитальный ремонт - на сумму 18 миллионов рублей. Еще примерно такие же деньги потратили на дорожное хозяйство администрации городских районов, но в любом случае это очень мало и несопоставимо с областной программой развития дорожного хозяйства.

Алексей Макеев, исполнительный директор "Астраханского таксомоторного парка":

- То, что мы видим в нашей области - разбитое асфальтовое покрытие, испещренное заплатками, которые выбиваются после первого же дождя, отсутствие стока и ливневой канализации, практически неразличимые остатки дорожной разметки - автомобильной дорогой назвать трудно. Причем вот эти заплатки, которыми пытаются решить проблемы, не выдерживают никакой критики. Неужели те, кто занимается ремонтом дорог, не понимают, что необходимо полностью снимать покрытие, делать насыпь из щебенки и после этого заново асфальтировать дорогу. При этом наши строители зачастую при ремонте и строительстве дорог не обращают внимания на уклон и водостоки, а решетки ливневой канализации просто закатывают асфальтом. В результате на проезжей части - огромные лужи, которые не высыхают неделями.

Есть проблемы с дорожными знаками, которые закрыты ветками деревьев, и со светофорами, которые часто ломаются, потому что давно отработали свой срок.

В общем, автомобилистам пора прибегать к давлению на власти, заставлять их ремонтировать дороги. Многие аварии происходят из-за разбитых автодорог - так почему не обратиться в суд, не потребовать компенсации за причиненный ущерб? И страховые компании, работающие в области, также могли бы принять подобную практику на вооружение - если власти будут вынуждены платить за плохие дороги, они начнут их ремонтировать.