Говорят, не повезет...
Служба оперативной информации, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"
Власти и перевозчики не могут прийти к компромиссу, а страдают горожане
Вчера среди жителей Владивостока самым популярным был "одиннадцатый" маршрут, то есть пеший. Водители коммерческих автобусов устроили несанкционированную забастовку. Ее заложниками оказались горожане, многие из которых опоздали на работу.
Такого Владивосток еще не знал. Автобусные остановки многострадального города заполонили люди, желающие уехать хоть за 7, хоть за 10 рублей, - да не на чем. Раз в полчаса битком набитые автобусы проносились мимо сотен глаз, обращенных на них с надеждой, и тормозили далеко-далеко от остановки, так что добегали до них немногие.
В тесноте транспортного салона люди говорили только об одном: почему никто не предупредил о забастовке? Но самое главное заключается в том, что никто толком не знает истинную причину.
Например, городская ГАИ за ситуацию не в ответе. В пресс-службе сообщили, что главная забота инспекции - безопасность дорожного движения. А забастовка безопасности передвижения по городу никак не угрожала.
Сам протест развивался стремительно. Утром водители коммерческого автотранспорта выехали на линии, но пассажиров они не брали. Часть отчаявшихся даже перекрыла трамвайные пути в районе улицы Борисенко, чтобы создать помехи для работы муниципального транспорта. Ну а пассажиры брали с боем троллейбусы и трамваи. Муниципальный транспорт не смог справиться с утренним пассажиропотоком. По информации, полученной в диспетчерской ТТУ на площади Луговой, вчера на городские маршруты вышли 32 трамвая. Но уже через несколько часов 12 вернулись в парк на Борисенко чинить сломанные двери.Поэтому ближе к обеду на линиях оставались только 20 вагонов. Оборотный рейс "Луговая - железнодорожный вокзал - Луговая" вчера совершался за два часа вместо положенных 40 минут.
Аналогичная ситуация была и с троллейбусами. Вчера из депо вышла 21 машина. Из них 10 возвратились назад с поломанными дверьми.
Исполняющий обязанности директора ВПОПАТ-1 Виктор Бутовец рассказал:
- Наше предприятие в январе было снято с бюджетного финансирования. Сейчас накопилось немало долгов. Только налогов за 2004 год мы должны перечислить 11, 107 млн. рублей. Последнее поступление новых автобусов было в 1998 году. Вчера мы выпустили на маршруты 21 машину. Могли бы от 30 до 35, но не хватает водителей, а остальные автобусы надо ремонтировать. Поэтому надеяться, что муниципальный автотранспорт закроет брешь, не стоит.
Сами водители коммерческого транспорта говорят, что о таком исходе они предупреждали городские власти еще в декабре прошлого года, когда вопрос о реальном воплощении монетизации льгот еще только обсуждался. На встрече с руководителями управления транспортом городской администрации во Дворце культуры железнодорожников они говорили об убыточности своей работы, но пришли к общей договоренности, что власти разберутся с числом льготников и платой за их проезд.
Руководитель городского профсоюза водителей Иван Пугин сказал:
- Такая ситуация длится уже три года. И по большому счету начавшееся вчера утром противостояние - это не забастовка, а бунт. То есть сработала давно заложенная мина замедленного действия. В декабре мы просили предпринять какие-либо действенные меры. Решение собрания водителей мы разослали во все инстанции, но конкретного решения так и не получили. Кстати, никакой криминальной подоплеки в перекрытии муниципального транспорта нет. Мы согласны перевозить только часть льготников, а проезд должен стоить в городе 8 рублей. Теперь мы намерены связаться с нашими депутатами Государственной думы и сообщить им, какая ситуация сложилась в городе.
Руководитель одной из ведущих транспортных компаний (он просил не называть его фамилию), занимающихся перевозками пассажиров, с которым мы вчера связались по телефону, фактически подтвердил эти слова, сообщив:
- Поверьте, что абсолютно вся инициатива в проведении забастовки принадлежит не менеджменту и не владельцам транспортных предприятий, а именно водителям, которые категорически отказываются работать при существующей нормативно-тарифной базе.
Администрация Владивостока, в свою очередь, считает, что это не акция протеста, а саботаж. Вот дословный текст распространенного вчера комментария: "Администрация принимает меры по нормализации пассажирских перевозок внутри города. Достигнута договоренность об открытии коротких линий, которые позволят обеспечить стабильный пассажиропоток по основным транспортным магистралям. В то же время администрация намерена строго разобраться с виновными в срыве автобусного сообщения. В органы исполнительной власти Владивостока не поступало никаких требований или претензий от перевозчиков. Ситуация расценивается как саботаж со стороны сил, заинтересованных в дестабилизации ситуации и срыве договоренностей, достигнутых ранее между управлением транспорта и коммерческими перевозчиками. Напомним, согласно договору, который был подписан руководителями всех 28 компаний-перевозчиков, они обязуются организовать стабильную перевозку пассажиров по своим маршрутам со стоимостью проезда 7 рублей и льготной перевозкой 21 категории населения, относящейся к льготникам. Идти на поводу у саботажников и тем более значительно повышать стоимость администрация города не будет, поскольку это противоречит интересам горожан".
Вместе с тем УВД края и прокуратура Ленинского района Владивостока опровергли появившееся было вчера утром сообщение о криминальном характере начавшейся забастовке. В свою очередь, Алексей Хижинский, заместитель прокурора Ленинского района, сообщил:
- Чтобы установить законность проведения данной забастовки, прокуратура Ленинского района проводит проверку. Чтобы дать правовую оценку, надо для начала во всем разобраться, чем мы и занимаемся.
На момент подписания этого номера "В" в печать транспортный кризис во Владивостоке разрешен не был. Горожанам, планирующим перемещения по Владивостоку, следует по-прежнему учитывать этот фактор.