Перейти к основному содержанию

Главная      Неправое дело

Неправое дело

Дальневосточников опять пытаются отучить от японских автомобилей

На прошлой неделе в Москве была озвучена очередная инициатива об ограничении экспансии праворульных автомобилей. В интервью агентству "Интерфакс" главный госавтоинспектор России генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов заявил: "Предстоит оценить степень влияния конструкции транспортных средств, их технического состояния в эксплуатации на уровень безопасности дорожного движения. Возможно, специалисты выработают критерии ограничения срока службы автомобилей устаревших моделей, определят параметры использования автомобилей с правым рулевым управлением".

Клебанов ушел, но дело его живет

Заявление Кирьянова (хотя, вероятно, эта инициатива принадлежит вообще не ГИБДД) имеет долгую предысторию. "Наезды" Москвы на "правильный" , как говорят в Сибири и на Дальнем Востоке, руль начались с того самого дня, когда подержанные японские автомобили, поразившие наших моряков бросовой ценой и невиданным качеством, хлынули в российские порты. В начале 1993 года правительство Виктора Черномырдина даже успело запретить эксплуатацию таких машин, однако почти сразу же президент Ельцин отменил "антинародное" постановление.

Последняя серьезная атака на правый руль была предпринята правительством в 2002 году. С подачи Ильи Клебанова, тогда министра промышленности, науки и технологий РФ, был подготовлен проект постановления правительства о запрете правого руля. Уже в сентябре 2002 года Клебанов прибыл во Владивосток (здесь как раз проходил форум АТЭС). Короткий выход Клебанова к прессе на площадке у Морвокзала запомнился многим. Накануне были резко повышены ввозные пошлины на подержанные иномарки, и министр явно нервничал. Прессу убедительно попросили "не спрашивать про машины". Кто-то не послушался. "Надо обезопасить тех, кто ездит с правым рулем, от возможных непредсказуемых событий, - пошел на компромисс Илья Иосифович. - Мы должны дать правовое основание наличию правого руля до какого-то определенного времени. Оно наступит только тогда, когда правительство сможет предложить что-то другое". Однако предложили только пресловутые таможенные барьеры. Которые так и не привили дальневосточникам любви к ультрамодным на западе "ладам-десяткам".

Я свою неправую правую

Не сменю на правую левую! (В. Высоцкий)

Возможно, теперешнее громкое заявление - не более чем очередная попытка "прозондировать почву". На Дальнем Востоке правую баранку крутят даже сами инспектора ДПС, и идею лишить регион автопарка иначе как абсурдной не назовешь. К тому же и сам Кирьянов сказал не о запрете, а об "ограничении срока службы" и "параметрах использования" , что наводит на различные мысли. Возможно, власти запретят праворульные маршрутки или обяжут всех сотрудников госструктур передвигаться исключительно на "законопослушных" машинах. Другой вариант - ужесточение требований к стопроцентным японкам (регулировка светового пучка "неправильных" фар, установка дополнительной системы зеркал). Самое простое - обложить "правильных" автомобилистов дополнительным налогом, повысить расценки на регистрационные действия и т. п.

Даже если правого руля не коснутся никакие репрессии, периодически возникающие слухи играют на руку производителям леворульной техники и прежде всего "АвтоВАЗу" - российскому лидеру в производстве легковых машин для массового потребителя. Именно за этот сегмент рынка конкурируют между собой новые "Жигули" и подержанные "японки" , и чем дальше от Тихого океана, тем прочнее позиции отечественного автопрома. Если постоянно давать понять обществу, что правый руль объявят вне закона, потребитель будет опасаться брать такие автомобили. С другой стороны, вкусы распробовавших японскую продукцию дальневосточников вряд ли поддаются коррективам, а значит, подобные слухи выгодны и им - в условиях снижения спроса рост цен на "япономарки" должен замедлиться.

И все же нельзя исключать запрет если не эксплуатации, то регистрации праворульных автомобилей с более или менее отдаленного времени. В последнее время вообще наблюдается заметная делиберализация околоавтомобильных законов. Вспомнили и про правый руль, давно перешедший на востоке России из технической категории в культурную. И это при том, что ругают правый руль за его мнимую небезопасность в основном те, кто ни разу за ним не сидел.

Догнать и перегнать Туркмению

Золотая мечта московских противников правого руля кое-где уже реализована. "Правильные" машины не регистрируют в Белоруссии, Латвии, Молдавии, Узбекистане, Израиле, Туркменистане... Говорят, что украинские поклонники "Тойот" творчески развили изобретенную в России схему "конструктор": по старым документам отъездивших свое "трахом" привозят из Японии свежие автомобили, оформляя замену двигателя и кузова. Дело в том, что на Украине эксплуатировать уже имеющиеся праворульные авто можно, а ставить на учет новые - нельзя. Зато в Японии передвигаться на леворульных автомобилях не возбраняется, что многие зажиточные граждане и делают: "Мерседес" - он и в Африке престижен.

Еще в "клебановские" времена губернатор Сергей Дарькин давал понять, что даже в самом пиковом случае будет бороться за особый статус для Приморского края. Совершенно разумно: у нас сформирован автопарк - более полумиллиона преимущественно праворульных машин, развита целая отрасль региональной экономики. Но даже если пожелание главного госавтоинспектора России не будет реализовано, в "черный список" приморского автомобилиста он уже попал. Ранее в эти неписаные скрижали вносились упоминавшиеся выше Черномырдин, Клебанов, шеф "АвтоВАЗа" Владимир Каданников и даже сатирик с дальневосточными корнями Михаил Задорнов, купивший леворульный внедорожник "Лексус" и не раз заявлявший о "сдвинутости" приморцев, лозунгом которых остается фраза "Хороший руль левым не назовут".