Кто там мчится по встречной полосе?
Нелегкая судьба у инициаторов новых законов. Если не подстелил соломки в виде положительных отзывов, заключений, согласований - неизбежно набьешь шишки...
На прошлой неделе депутаты обсудили в первом чтении интересный законопроект, который представил независимый депутат Виктор Похмелкин. Потому читатель вполне обоснованно может предположить, что речь, конечно же, будет идти либо об автотранспорте, либо о дороге.
Так оно и есть. Депутат представил на суд коллег законопроект "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ". Суть этого небольшого документа можно изложить несколькими словами - признать утратившей силу часть 8 статьи 32 уже названного нами закона. То есть членам Совета Федерации и депутатам Госдумы предлагалось отказаться от специальных номеров на их служебных и личных автомашинах.
После непродолжительной, но довольно бурной дискуссии депутаты в конечном итоге с этим не согласились ("за" проголосовали всего 74 человека). Но нас, как говорится, интересует не итог, а сама процедура. За ее содержанием нетрудно проследить, изучив пакет документов, который в конечном итоге попадает в руки каждого депутата. Обязательный атрибут - пояснительная записка, как бы объясняющая концепцию, идеологию законопроекта, а заодно и взгляды автора на окружающую действительность. Почему, к примеру, Виктор Похмелкин не согласен с тем, что служебный и личный автотранспорт российских парламентариев в соответствии с законом, ими же принятым, оборудуется особыми государственными регистрационными знаками? "Автомобильные номера, на которых вместо кода региона и надписи "RUS" размещено большое изображение Государственного флага Российской Федерации, - объясняет депутат в записке, - выполняют в нашей стране роль символа принадлежности к привилегированной касте отечественной номенклатуры. Формально не давая преимуществ перед другими участниками дорожного движения, они фактически служат индульгенцией на случай нарушения водителем автомобиля с такими номерами правил дорожного движения.
Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации - единственная категория должностных лиц, чье право на особые государственные регистрационные знаки установлено федеральным законом. Причем только их право распространяется на установку специального номера, в том числе на личный автомобиль. Не случайно злоупотребления в виде передачи права пользования автомобилями с такими номерами лицам, не являющимся депутатами, использование оборудованных спецномерами машин в личных целях или по истечении срока депутатских полномочий приобрели в последнее время достаточно широкое распространение и получили огласку... Наличие специального номера на депутатском автомобиле не способствует лучшему отправлению полномочий народного избранника, но дискредитирует законодательную власть в глазах миллионов участников дорожного движения".
Причем здесь автор законопроекта опирается на прецедент - 11 апреля 2003 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", который полностью исключает возможность установки и использования на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков. И призывает быть последовательным - законодатели должны начать с себя.
Финансово-экономическое обоснование было простым - дополнительных расходов федерального бюджета не требуется. Профильный Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству подготовил довольно обстоятельное заключение. Из него депутаты узнали, что вся льготная система, с которой борется Виктор Похмелкин, базируется на подпункте "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 23 января 2002 года N35 "Об особых государственных регистрационных знаках и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах". И к тому же есть еще одно постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 года N .482. В приложении N3 к этому постановлению все члены российского парламента плюс руководство аппаратов и секретариатов причислены к лицам, подлежащим охране в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране". Их автомобили надо обязательно снабжать специальными знаками. Да, бывает, что такие автомобили используют лица, не принадлежащие к депутатскому корпусу. Но эти злоупотребления нельзя искоренить, лишив льгот законодателей. Они обоснованно обеспечивают свободу передвижения и парковки членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, наделенным, как известно, неприкосновенностью.
В самом конце заключения "уничтожается" главная опора инициатора законопроекта - прецедент: "26 ноября 2004 г. Государственной Думой был отклонен во втором чтении и снят с дальнейшего рассмотрения законопроект "О внесении дополнений и изменения в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" по вопросу ограничения использования особых регистрационных знаков и специальных сигналов". Вывод: комитет рекомендует рассматриваемый проект отклонить.
В отзыве Совета Федерации сделаны свои выводы и наблюдения. Во-первых, вопросы, которые намерен решить законопроект, находятся в ведении Правительства РФ. Даже если из поправляемого закона исключить злополучную часть восьмую статьи 32, это не решит проблему. Нужно либо замахнуться на полномочия Правительства и пересмотреть их, либо вообще запретить устанавливать любые особые знаки. При этом есть еще один вывод: если закон будет принят, то дополнительные расходы федерального бюджета неизбежны. Только на перерегистрацию автотранспорта Совета Федерации потребуется 150 тысяч рублей.
Свою лепту внесло и Правительство. В его заключении отмечается, что особые знаки
"не являются личными привилегиями парламентариев, а предусмотрены в целях наиболее эффективной реализации осуществляемых ими государственных функций, что способствует оперативной и плодотворной деятельности парламента в целом". Если же случаются злоупотребления, когда эти привилегии используются в личных целях, то нужно привлекать нарушителей к ответственности. Но это не значит, что следует отменить саму норму. Потому Правительство не поддерживает представленный законопроект...
Нелегкая судьба у инициаторов новых законов. Если не подстелил соломки в виде положительных отзывов, заключений, согласований - неизбежно набьешь шишки... Уже отстаивая законопроект на заседании, Виктор Похмелкин привел статистику. На декабрь прошлого года специальными номерами были снабжены 330 личных депутатских машин и 60 служебных. В Совете Федерации - 96 личных и 32 служебных легковых автомобиля. Сообщил о "Мерседесе" с депутатскими номерами стоимостью в 300 тысяч долларов, который обслуживает нужды некоей очень известной фирмы. О проклятиях участников дорожного движения (водителей), которыми они осыпают спецномера, то и дело выскакивающие на встречную полосу. О необходимости скромности. Посетовал на официальный отзыв Правительства. Особенно его огорчил вице-премьер Александр Жуков, который из своих же, из депутатов вышел. А на реплику либерал-демократа Олега Малышкина ("Начинай с себя") грустно ответил в том духе, что никогда не пользовался и не будет пользоваться номерами с флажком. И, как говорится, жив, здоров, хорошо себя чувствует - и везде поспевает.
Содоклад представителя профильного комитета Александра Москальца был сугубо правоведческим, с цитированием статей, пунктов и подпунктов законов, попавших в орбиту интересов всех участников этого увлекательного процесса. Чувствовалась хорошая юридическая подготовка. Мнение комитета он донес четко: отклонить. Голосование, о котором уже было сказано в начале материала, привлекло внимание разве тем, что при 74 поддержавших законопроект всего десять депутатов проголосовали "против". Остальные свою точку зрения не высказали - не голосовали.
Но Виктор Похмелкин, когда сходил с трибуны, не производил впечатления человека, потерпевшего поражение. Свое дело он сделал хорошо. Отлично поработали и его оппоненты. Но, судя по всему, депутат еще будет не раз возвращаться к своей любимой теме в стенах парламента. Это его ниша в депутатской деятельности. И избиратели ждут от него именно такого поведения. Потому что если выезжаешь на встречную законотворческую полосу, то главное - держать удар. И время от времени вливаться в общий поток движения.