Перейти к основному содержанию

Главная      "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР": ЧЕРНАЯ ДЫРА ИЛИ ЦЕЛИНА?

"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР": ЧЕРНАЯ ДЫРА ИЛИ ЦЕЛИНА?

В поисках стабильности безопасности движения

Окончание. Начало в N З.

Анализ причин совершения ДТП и нарушений ПДД, проводимый управлением в течение последнего года, говорит о еще низком уровне подбора водителей и профилактической воспитательной работы с ними со стороны владельцев транспорта. Так, состав нарушителей Правил дорожного движения показал, что среди тех, кто допустил столкновение, 80 % составили молодые водители со стажем работы от 1 до 3 лет; среди тех, кто проехал на запрещающий сигнал светофора, они составили 75 %, среди нарушивших проезд пешеходного перехода - 65 %.

Учитывая тот факт, что на вновь созданных предприятиях, в объединениях, в особенности у частных предпринимателей, система работы с кадрами по профилактике ДТП не отвечала поставленным задачам, отделением РТИ постоянно проводятся семинары с руководителями перевозчиков и специалистами отделения. Семинары проводились на базе предприятий со сложившейся практикой этой работы - Кузнецком АТП, ПАТП-1 и ПАТП-4.

Сейчас при оценке действенности внутрипроизводственной системы профилактики и предупреждения ДТП при проверке предприятий специалистами управления ведется жесткий контроль системы приема водителей, организации их стажировки и переобучения. При анализе мер, принимаемых к нарушителям транспортного законодательства, оценивается качество и действенность издаваемых приказов и дальнейшей работы с ними, обсуждение нарушителей в коллективах бригад и т. д. Поставлена задача, чтобы водители-наставники внимательно и объективно оценивали не только профессиональные, но и морально-психологические качества водителя, его способность работать на маршруте с пассажирами.

Управлением активно используется система подготовки, переподготовки и аттестации руководителей и специалистов предприятий, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения.

Кроме того, как одна из форм профилактики ДТП в практику нашей работы внедрен постоянный контроль над повышением профессионального уровня перевозчиков. В текущем году по направлению транспортной инспекции 384 предпринимателя и специалиста прошли квалификационную подготовку в сфере автомобильных перевозок, обучено 26 специалистов, отвечающих за организацию перевозки опасных грузов, и 465 водителей этой категории.

Как показал анализ ДТП, совершенных в последнее время водителями автобусов, практически все они произошли из-за нарушений скоростного режима. Поэтому нами взят под постоянный контроль режим работы и скоростной режим автобусов, выполняющих междугородные перевозки, в особенности перевозящих "челноков" в г. Москву (для справки: в Пензенской области почти 80 автобусов у 40 перевозчиков осуществляют такие перевозки).

Постановление Правительства РФ от 03. 08. 1996 г. N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом" обязывало оснащать отечественные грузовые автотранспортные средства (полной массой свыше 5 тонн) и автобусы (с числом мест более 20) тахографами. Автомобили иностранного производства не упоминаются, хотя тахографы на них стоя? давно. Даже автобусы СЕТРА-215 1977-1978 годов выпуска, пока еще курсирующие по нашим дорогам, были оборудованы тахографами. Проведенный анализ ситуации позволил изменить подход к организации "челночных" перевозок.

По требованию управления все лицензиаты восстановили в рабочее состояние указанные контрольные приборы. Все они прошли дополнительную проверку в установленном порядке.

Помимо этого, была организована учеба водителей и владельцев автобусов по их применению и эксплуатации. Выданы каждому перевозчику предписания о запрещении эксплуатации автобуса с неисправным тахографом. В настоящее время ежедневно ведется выборочный контроль исполнения предписания на Пензенском автовокзале и на Пункте транспортного контроля в п. Мокшане. По фактам выявленных нарушений четыре протокола направлены в судебные органы на привлечение лицензиатов к административной ответственности в виде штрафа.

Таким образом, в соответствии с Правилами использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 7. 07. 98 г. N 86, специалисты отделения не только постоянно контролируют режим, работы водителей на линии по показаниям тахограмм, но и анализируют работу владельцев транспорта с водителями при проверке выполнения условий лицензирования на предприятии.

Достигнута договоренность с управлением ГИБДД об усилении контроля их сотрудниками за работой тахографов на постах ДПС и автовокзале. На одном из рабочих совещаний руководителями фирм-перевозчиков было высказано пожелание об организации сервисного центра по обслуживанию тахографов в г. Пензе, так как такие имелись только в соседних регионах и г. Москве. По инициативе отделения этот вопрос был решен, в настоящее время такой сервисный центр оформил необходимую документацию и начал работу.

Безусловно, в вопросах обеспечения БДД все предусмотреть сложно, некоторые процессы носят случайный характер, но влияние на "человеческий фактор", в том числе с помощью приемов, отработанных в отделении, - это определенная гарантия стабильности в безопасности движения. Это поле деятельности, которое надо не только пахать, но и постоянно перепахивать.