Техосмотр - как по маслу...
Заместитель начальника отдела технического надзора У ГИБДД ГУВД МО подполковник милиции Алексей ЯЦИШИН отвечает на наиболее часто встречающиеся вопросы автолюбителей о прохождении ГТО.
- Почему ГТО с использованием технических средств диагностирования должен проходить новый автомобиль?
- Ответ очевиден. Многие автолюбители совершенно напрасно считают, что новый автомобиль априори исправен. Примеров обратного - несть числа. Но если раньше, когда техническое состояние автотранспорта определялось так называемыми органолептическими методами: покачиванием руля, например, то теперь состояние рулевого управления и тормозной системы, работа внешних световых приборов и пр. проверяется с помощью достаточно сложных и современных контрольно-измерительных приборов, которые позволяют объективно оценивать состояние автомобиля. И, как показывает практика, нередко даже у нового транспортного средства основные узлы и механизмы требуют если не ремонта, то уж точно регулировки. Поэтому после регистрации в подразделении ГИБДД нового автомобиля его владельцу предоставляется возможность в течение 30 суток подготовить транспортное средство к прохождению первого ГТО: в это время он имеет право эксплуатировать свой автомобиль без талона. Этот срок ему дан для того, чтобы приобрести все дополнительные комплектующие, которые должны находиться в автомобиле: аптечку, знак аварийной остановки, огнетушитель, но и при необходимости провести какие-то ремонтные, регулировочные работы. По опыту известно, чаше всего при прохождении первого ГТО камнем преткновения становятся тормозная система и приборы наружного освещения.
- Какова периодичность ГТО?
- Прежде всего подчеркну, что Государственному техническому осмотру подлежат все транспортные средства, зарегистрированные в ГИБДД. Но периодичность ГТО для них разная. Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов подлежат ГТО каждые шесть месяцев. Для всего остального автотранспорта периодичность ГТО определяется сроком их эксплуатации. Автомобили, с момента изготовления которых прошло не более пяти лет, подлежат ГТО каждые 24 месяца, то есть раз в два года. Автотранспорт, возраст которого более пяти лет, - ежегодно.
- Как "сосчитать" периодичность прохождения ГТО новым автомобилем?
- Лучше всего это показать на конкретных примерах. Скажем, если вы приобрели автомобиль 2004 года выпуска, в этот же год зарегистрировали его в подразделении ГИБДД и представили на первый ГТО, то техталон вы получаете сроком действия до 2006 года. В 2006 году - до 2008 года, затем - до 2010 года. Далее ГТО проводится ежегодно. Если в 2004 году автовладелец впервые представил на техосмотр автомобиль 2003 года выпуска (например, "лишний" год транспортное средство ожидало своего покупателя на складе торгующей организации), то "двухгодичный" талон он получает всего два раза: до 2006 года, а затем - до 2008 года. Соответственно с 2008 года ваш автомобиль обязан проходить ГТО ежегодно.
- Действителен ли техталон при смене собственника автомобиля?
- Талон ГТО выдается на машину, поэтому при смене владельца он сохраняет свое действие. В соответствии с правилами проведения ГТО новый владелец бывшего в употреблении автомобиля с действующим техталоном после регистрации транспортного средства на свое имя в подразделении ГИБДД имеет право обратиться с просьбой по месту регистрации о прохождении ГТО. В этом случае ГТО будет проведен с выполнением всех установленных процедур, за исключением проверки технического состояния автомобиля, и талон ГТО будет выдан на срок действия старого талона. Подчеркиваю, речь идет не о простой замене старого талона на новый: процедуры, связанные с проверкой всех обязательных при ГТО документов, номеров агрегатов, комплектации автомобиля, сверкой по всем информационным базам, будут проведены в обязательном порядке.
- Как проходить ГТО автотранспортным средствам, в которые внесены конструктивные изменения?
- Порядок внесения изменений в конструкцию транспортных средств определен Наставлением по техническому надзору. Не так редко в процессе эксплуатации автомобилей возникает желание или необходимость внесения изменений в конструкцию автомобиля. Так, в эксплуатации остается достаточно много легковых автомобилей, запчасти для которых уже не производятся, поэтому их владельцы, как правило, пытаются заменить вышедшие из строя детали на комплектующие от других транспортных средств. У грузовиков изменения чаще всего связаны либо с заменой двигателя на более мощный или экономичный, либо с заменой кузова, например, бортовой на изотермический - для перевозки продуктов. В любом случае, прежде чем вносить изменения в конструкцию своего автомобиля, владелец должен обратиться в органы ГИБДД с соответствующим заявлением, на которое он получит ответ - можно ли подобные изменения вносить в конструкцию авто, для того чтобы это не повлияло отрицательно на безопасность дорожного движения, и если можно, то кто эту работу может квалифицированно выполнить. Есть определенные виды работ, которые автовладелец вправе выполнять самостоятельно, но если речь идет о серьезных конструктивных переделках, то необходимо обратиться в специализированное предприятие.
Ну а самый главный совет Алексея Яцишина для владельцев автотранспорта - вне зависимости от его марки, года выпуска и тоннажа -заключается в следующем: по всем вопросам лучше сразу обращаться к сотрудникам ГИБДД, а не к соседу по гаражу дяди Васе, который может такого насоветовать, что рад не будешь.
***
От редакции: в случае поступления других вопросов, связанных как с прохождением техосмотра, так и другими аспектами эксплуатации и владения автомобилей, ответы будут даны в последующих выпусках "Перекрестка ".