О народных дружинах в Московской области
Закон Московской области
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью народных дружин по содействию правоохранительным органам в охране общественного порядка на территории Московской области.
Статья 1. Правовые и организационные основы создания и деятельности народных дружин
1. Правовое регулирование деятельности народных дружин на территории Московской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Московской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления).
2. Народные дружины являются добровольными объединениями граждан и решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления, правоохранительными и иными органами и общественными объединениями граждан на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
3. Народные дружины могут создаваться по инициативе органов местного самоуправления и правоохранительных органов.
4. В народную дружину могут приниматься граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, проживающие в Московской области, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности народной дружины, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.
5. Органы местного самоуправления могут утверждать Примерное положение о народной дружине (далее - Примерное положение), в котором указываются: задачи и формы деятельности народной дружины; структура народной дружины; порядок формирования народной дружины; права и обязанности народного дружинника; порядок осуществления деятельности народных дружин; порядок взаимодействия народных дружин с правоохранительными органами и иными органами, указанными в пункте 2 настоящей статьи; иные положения о народной дружине.
Статья 2. Основные задачи народных дружин
1. Основными задачами народных дружин являются содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений.
2. Народные дружины, совместно с сотрудниками правоохранительных органов, выполняют следующие возложенные на них задачи: участвуют в обеспечении правопорядка в общественных местах, в том числе при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий; участвуют в мероприятиях по предупреждению и пресечению правонарушений; осуществляют взаимодействие и оказывают содействие в работе антитеррористических комиссий; участвуют в обеспечении безопасности дорожного движения; принимают участие в организации помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии; участвуют в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях; участвуют в иных мероприятиях, связанных с охраной общественного порядка.
Статья 3. Взаимодействие органов местного самоуправления, правоохранительных органов с народными дружинами
1. В целях координации взаимодействия органов местного самоуправления, правоохранительных органов и народных дружин по решению вопросов по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений в органах местного самоуправления могут создаваться постоянно действующие органы.
2. Органы местного самоуправления могут учреждать символику народной дружины, к которой относятся нагрудный знак народного дружинника и нарукавная повязка, а также устанавливать образцы удостоверений и форменной одежды народных дружинников.
3. Органы местного самоуправления и правоохранительные органы оказывают народным дружинам правовую помощь и содействие в организации их деятельности, а также могут оказывать финансовую помощь и содействие в организации прохождения специальной и физической подготовки, в том числе на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
Статья 4. Права и обязанности народного дружинника
1. В Примерном положении могут быть предусмотрены следующие права народного дружинника при исполнении им совместно с сотрудниками правоохранительных органов обязанностей по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений: требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка; сопровождать в медицинские учреждения либо дежурные части органов внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, либо лиц, совершивших правонарушения; беспрепятственно входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры, другие общественные помещения для преследования лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается правонарушение или произошел несчастный случай; пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с правоохранительными органами или постоянно действующими органами, указанными в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона, телефонами, принадлежащими организациям независимо от форм собственности; осуществлять контроль за выполнением водителями транспортных средств и пешеходами правил дорожного движения; иные права народного дружинника.
2. В Примерном положении могут быть предусмотрены следующие обязанности народного дружинника: соблюдать требования действующего законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам и должностным лицам, не совершать действии, ущемляющих честь и достоинство человека и гражданина; при обращении к гражданам и должностным лицам представляться им' и предъявлять по их требованию удостоверение народного дружинника; знать права и обязанности народного дружинника, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, постоянно совершенствовать свои правовые знания, повышать уровень специальной и физической подготовки; своевременно сообщать о выявленных, ставших известными или готовящихся правонарушениях в правоохранительные органы; принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; не разглашать оперативную и иную служебную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством; выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов при выполнении обязанностей по охране общественного порядка; иные обязанности народного дружинника.
Статья 5. Социальная защита, моральное и материальное стимулирование народных дружинников
1. Органы местного самоуправления могут принимать меры социальной защиты народных дружинников и определять порядок их осуществления за счет средств соответствующих целевых бюджетных фондов.
2. Для поощрения народных дружинников, активно участвующих в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений, органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы могут устанавливать и применять различные формы морального и материального поощрения.
3. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений, проявленные при этом мужество и героизм, народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и наградами Московской области в соответствии с законодательством Московской области.
Статья 6. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин
1. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин может осуществляться за счет средств соответствующих целевых бюджетных фондов.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также организации могут обеспечивать на безвозмездной основе народные дружины помещениями, оборудованием и средствами связи, необходимыми для осуществления их деятельности.
Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. И.о. Губернатора Московской области А. Б. ПАНТЕЛЕЕВ.
12 января 2005 г.
N 4/2005-ОЗ. Принят постановлением Московской областной Думы от 22.12.2004 N 20/122-П.