Перейти к основному содержанию

Главная      Отдел, где знают все

Отдел, где знают все

Говорят, статистика знает все. Этой точной науке подвластны все аспекты жизнедеятельности, материальные формы которых можно измерить понятными со школьной скамьи вещами. Однако, изучая сухие цифры, стоит не только слепо констатировать факты, но и делать выводы. В Управлении ГИБДД Пермской области эта ответственная миссия поручена организационно-аналитическому отделу. В его функции входят сбор, систематизация и анализ информации, поступающей из всех подразделений ГАИ Прикамья. Неудивительно, что работа здесь кипит с утра и до позднего вечера. Нынешний начальник отдела подполковник милиции Александр ТРЕФИЛОВ вскрывает статистические пласты более 12 лет. И даже в этой рутине каждый раз находит для себя что-то новое.

- Александр Николаевич, статистику, какой бы "кричащей" она ни была, вряд ли стоит воспринимать слишком эмоционально. Вы с этим согласны?

- Теперь, наверное, уже да. Помню, как ужаснулся, впервые взяв в руки карточки учета дорожно-транспортных происшествий. Казалось бы, просто набор букв и цифр. Но за каждой - чья-то беда, оборванные судьбы, разрушенные мечты. Со временем такое восприятие действительности, конечно, прошло. Но живое дыхание за сухими знаками на бумаге чувствуется и по сей день.

- Разложить цифры по полочкам - это одно. А проанализировать их и сделать правильные выводы - нечто другое. Как удается ежедневно переваривать такой объем информации?

- В нашем отделе 6 человек, и каждый в своем деле дока. Если возникают трудности, всегда поможет бывший заместитель начальника управления Алексей Владимирович Митраков, работающий в системе обеспечения безопасности движения с 1972 года. Сейчас он на заслуженном отдыхе, но по-прежнему в строю - остается ведущим специалистом УГИБДД.

Объем информации действительно огромный. Взять хотя бы карточки учета ДТП. Каждый год их около четырех тысяч, в каждой - более 70 параметров, требующих отдельной систематизации. На основе анализа полученных результатов выявляются очаги аварийности, разрабатывается дислокация постов и маршрутов патрулирования для сотрудников ДПС, устанавливаются дополнительные дорожные знаки. Одним словом, проводится комплекс мероприятий, направленных на уменьшение числа ДТП и тяжести их последствий. О результатах этой работы опять же говорит статистика.

- Тем не менее ситуация с аварийностью на всех российских дорогах далека от идеала...

- Еще совсем недавно мы в Прикамье могли гордиться, что планомерно снижали аварийность на дорогах своего региона в течение целого десятилетия. Однако пружина не может все время сжиматься. Транспорта стало больше в разы, а дисциплина участников движения, по-моему, только понизилась.

Одними лишь усилиями ГАИ проблем с аварийностью не решить. Если человек не желает соблюдать правила движения, удержать его в рамках ответственности можно только рублем. А наши низкие штрафы за безответственность, а иногда и "смертельное" невежество на дорогах просто смешны. Многие могут возразить: какие зарплата и пенсии, такие и штрафы. На что я всегда отвечаю: нет денег - будь законопослушным. По таким принципам живут во всем цивилизованном мире. Пора и нам научиться наконец анализировать и соизмерять свои действия и поступки.

- Что говорит по этому поводу всезнающая статистика?

- То, что каждое третье дорожно-транспортное происшествие, совершаемое в Пермской области, связано с неправильным выбором скоростного режима; каждое шестое происходит из-за нарушения правил обгона и выезда на встречную полосу движения; каждое восьмое - при управлении транспортом в состоянии опьянения. Мы также подсчитали, что при снижении скорости на 1% частота несчастных случаев уменьшается на 2-3%, а количество случаев со смертельным исходом - на 4-6%. С увеличением скорости автомобиля с 30 до 80 км/час вероятность гибели пешехода возрастает в 8 раз. Использование ремней безопасности сокращает риск гибели при дорожных столкновениях на 61%. Все это говорит о том, что даже минимальные стандарты безопасности дорожного движения являются ключевыми элементами в снижении транспортного травматизма.

- И все же даже при таком либеральном административном законодательстве в сфере дорожного движения Прикамью удалось в прошлом году не только удержать основные показатели аварийности, но и снизить их.

- Значит, сыграла свою роль аналитика и принятые благодаря ей управленческие решения. Не прошли даром и многочисленные оперативные и селекторные совещания, на которых постоянно заслушивались начальники низовых подразделений, допустивших рост ДТП. И безусловно, огромную помощь в наведении правопорядка на дорогах оказали областные власти. Одно лишь создание полка дорожно-патрульной службы позволило существенно снизить число дорожных трагедий на многих проблемных участках областных и федеральных автодорог.

- Насколько изменились подход и требования к организационно-аналитической работе в связи с продолжающимся реформированием службы ГАИ?

- Согласно концепции развития ГИБДД, рассчитанной до 2005 года, наша служба должна выйти на новые, более современные рубежи позиционирования в обществе. Понятно, что с лозунгами "углубить" и "усилить", которыми пестрили отчетные документы еще 10 лет назад, теперь далеко не уедешь. Нужны конкретика и реальные дела, необходимость и количество которых должно быть четко просчитано и обосновано. Считаю такой подход единственно правильным.