В ШОФЕРЫ ГОДЕН
Даже, если стоит на учете у психиатра
Американцев, получающих "права", спрашивают о том, какой водитель более опасен: страдающий хроническим сердечным заболеванием, или тот, у которого болит зуб. Чтобы успешно сдать экзамен, дилемму нужно разрешить в пользу бедолаги, мучающегося зубной болью, ведь с точки зрения дорожной безопасности болезни сердца, проявляющиеся, как правило, приступами, не так отвлекают от управления. Впрочем, если вдуматься, ответ не столь очевиден: случить с водителем сердечный приступ прямо в движении, неуправляемый автомобиль может натворить немало бед.
Опасные болезни
Влияние состояния здоровья на безопасность дорожного движения изучается постоянно. Установлено, что сердечно-сосудистые заболевания повышают вероятность попадания а ДТП на 35-40%. К определяющим ситуацию с аварийностью факторам относится также снижение остроты зрения, что увеличивает риск попадания в ДТП на 40%. Серьезно (на 60% больше) рискуют водители, страдающие нарушением зрения, связанным с увеличенным временем адаптации глаз после ослепления. Эпилептиков же можно без всяких оговорок смело отнести к группе риска: они имеют в 2,2 раза больший шанс стать участником аварии, чем здоровые водители. Наркоманы почти в три раза чаще попадают в неприятности на дороге, чем люди, не подверженные пагубному пристрастию.
Применение лекарств, кстати, тоже весьма неоднозначно сказывается на дорожной безопасности. Так, если средства против сердечных заболеваний, или, например, диабета практически не влияют на аварийность, то всевозможные антидепрессанты удваивают риск попадания в ДТП.
"Липовые" справки
В отличие от западных стран наши власти не особо обеспокоены здоровьем нации. Наглядно демонстрирует это ситуация с получением медсправок. Напомним, этот документ в принципе нужен водителю всего в двух случаях: для получения (или обмена) водительского удостоверения и при прохождении техосмотра. Учитывая ее не самый высокий статус, "сделать" справку - не проблема. Не являясь бланком строгой отчетности, медсправка может быть изготовлена в течение нескольких минут с помощью компьютера, сканера и самого простенького цветного принтера. Достаточно иметь образец "для подражания", выданный законным путем. Тогда ГИБДД на уровне ведомственного приказа постаралась навести порядок и справиться с потоком "липовых" документов. Уже два года в ГИБДД ведут учет всех лицензированных водительских медкомиссий, действующих на их территории, а при предъявлении заявителем медсправки, полученной в другом регионе, инспекторы обязаны проверить ее легитимность, направив специальный запрос по месту ее выдачи.
И хотя с "липовыми" справками удалось справиться сравнительно легко, осталась самая серьезная проблема. То, что получение от медиков "путевки в жизнь" превратилось в пустую формальность, ни для кого не секрет: для этого нужно 200-400 рублей и полчаса времени. При этом, как показывает опыт работы многих медкомиссии, человек даже с видимыми физическими недостатками без особых проблем получает подтверждение в безупречном состоянии здоровья. Поэтому случаи, когда прямо на экзамене в ГИБДД у будущего водителя начинается эпилептический припадок, инспекторов уже не удивляют.
Также в порядке вещей факты, когда подтверждение об идеальном состоянии здоровья получают люди, десятилетиями стоящие на учете у психиатра или нарколога. Представляете, кого медкомиссии выпускают на дорогу?
15 лет спустя
Такое положение - следствие полной бесконтрольности водительских медкомиссий и, главное, отсутствия всякой ответственности за судьбу водителя и окружающих его участников движения, которые могут пострадать в результате его болезни. Совершенно очевидно, что назрела необходимость серьезно переработать документ, на основе которого сегодня проводится медосмотр водителей.
Соответствующий приказ, объявивший порядок прохождения медкомиссии, с запоминающимся номером 555 был принят Минздравом СССР полтора десятилетия назад. Осмелюсь предположить, что приоритетным направлением при решении этой проблемы, наверное, должно быть даже не столько определение конкретных противопоказаний к водительской деятельности, сколько действенная система контроля за медкомиссиями, а также персональная ответственность врачей за тех, кому они дали "добро".