ПЕРВЫЙ СВЕТОФОР В РОСТОВЕ БЫЛ НА УГЛУ БУДЕННОВСКОГО И Б. САДОВОЙ
Завтра исполнится 75 лет со дня установки в Ленинграде, на углу Невского и Литейного проспектов, первого в России автоматического светофора для регулирования уличного движения. 30 декабря того же 1930 года аналогичное устройство поставили в Москве, на пересечении Кузнецкого моста и Петровки. Третьим же городом страны, где появился светофор, был Ростов!
Первый ростовский светофор появился в* 1933 году, на пересечении проспекта Буденновского и улицы Большой Садовой (тогда улица Энгельса). На этом участке дороги было самое интенсивное автомобильное движение. До Великой Отечественной войны именно на Буденновский проспект выходил мост (аналогичный современному Ворошиловскому мосту), и там двигался почти весь транспортный поток, направлявшийся с юга на север, — рассказал корреспонденту «Вечернего Ростова» старший преподаватель центра безопасности дорожного движения ГИБДД ГУВД Ростовской области Н. И. Клочанов.
Ростов был первым городом в России, где испытали светофорную систему «Зеленая волна». Так, с 1936 года до начала войны от площади Карла Маркса до железнодорожного вокзала (по улице Советской и по Энгельса (Большой Садовой) можно было проехать со скоростью 40 километров в час, не останавливаясь ни на одном перекрестке. После победного 1945-го и до середины 70-х годов эта система продолжала работать. В наше время «Зеленая волна» используется во многих других городах России.
По словам руководителя городского клуба юных инспекторов дорожного движения В. П. Дмит-рука, «предками» современных светофоров в России были стрелочные. Они больше походили на часы с разукрашенным в три цвета циферблатом. Стрелка, двигаясь по кругу, попеременно показывала то на красное, то на желтое, то на зеленое поле.
Первые автоматические электрические светофоры изобрели в 20-х годах. Восемь лет спустя в мире появились пешеходные светофоры с вызывным устройством: стоит человеку нажать на кнопку, и светофор даст ему зеленый свет.
Кстати, долгое время расположение цветов на светофоре в разных странах не было одинаковым. И только в 1968 году Международная конвенция по дорожному движению установила, что красный цвет во всех светофорах мира должен быть вверху.
Сегодня в Ростове установлено 217 светофорных объектов. Благодаря этим автоматическим регулировщикам движения, аварий на дорогах нашего города происходит куда меньше, чем могло бы быть.
***
фото: