Перейти к основному содержанию

Главная      Торговцы шинами настаивают на шипах

Торговцы шинами настаивают на шипах

Запрет на использование в Латвии с 2008 года шипованной автомобильной "обувки" может дорого обойтись. Как утверждает Объединение торговцев шинами, он приведет к ухудшению безопасности на зимних дорогах и росту количества ДТП. Именно поэтому на прошлой неделе оно и направило премьер-министру Айгару КАЛВИТИСУ, в Сейм, министерства экономики и сообщения, Дирекцию безопасности дорожного движения (ДБДД) и Латвийскую ассоциацию страховщиков открытое письмо с просьбой дать оценку новой практике.

Согласно переходным положениям к новым Правилам дорожного движения, с 1 мая 2008 года вступает в силу полный запрет на использование в Латвии шипованных зимних колес. В качестве аргументов необходимости данного шага приводятся следующие доводы: зимы в стране из года в год становятся все теплее и в отсутствие снежного покрова такие покрышки портят асфальт. Авторы законодательных нововведений также указывают: современные технологии достигли такого уровня, что основные показатели (тормозной путь и т.д.) шипованной и нешипованной резины практически не различаются. В качестве примера приводится опыт Германии и Польши, где на шипы наложено круглогодичное табу.

По мнению представителей ДБДД, отечественным автолюбителям вообще не стоит особо беспокоиться о каких-то возможных материальных потерях, к которым может привести новшество. Ведь срок эксплуатации зимней автомобильной обувки составляет три, максимум четыре сезона. Значит, даже купленная в 2004 году резина, успокаивают они, успеет полностью износиться.

Так-то оно так, вот только здесь следует заметить: Евросоюз данную сферу никак не регулирует. Вопрос находится в компетенции национальной нормативной базы. Таким образом, полный запрет езды на шипах в Латвии - инициатива исключительно местных чиновников. Чем они руководствовались, принимая его? Это и пытаются понять представители Объединения торговцев шинами. Ведь цена шипованных и нешипованных покрышек отличается несущественно. И предпринимателям, специализирующимся на их продаже, по большому счету все равно, какую резину продавать. Загвоздка заключается в обеспечении безопасности и удовлетворении запросов и интересов клиентов.

На прошедшей в пятницу пресс-конференции, посвященной проблеме запрета на использование шипованной резины, руководитель по оптовой торговле шинами предприятия KEMI Baltija Янис Яунциемс подчеркнул следующее: наши законодатели, похоже, забыли, что помимо центра Риги есть еще и другие регионы Латвии. В Латгалии, например, очищенные сухие дороги в зимнее время - большая редкость. А на укатанном снегом и обледеневшем покрытии, которое преобладает почти с конца ноября по начало марта в восточных регионах и практически во всех сельских районах страны, обойтись без шипов практически невозможно.

В свою очередь директор еще одного участника объединения - компании Note - Улдис Зауманис напомнил, что у нас часто зимой днем идет дождь, ночью ударяют заморозки, а утром мы получаем гололед. Даже в Риге. Согласно же крупным исследованиям, проведенным в Финляндии и США, при скорости всего 50 км/ч на льду тормозной путь на шипованных покрышках на 15 (!) метров короче, чем на зимних нешипованных. О какой безопасности может идти речь?!

Далеко за примерами ходить на надо. В Эстонии, где дороги содержатся лучше, чем в Латвии, 85% используемой зимней автомобильной "обувки" - шипованная. Причем ущерб от нее асфальтовому покрытию в 2003 году был оценен в 6, 2 млн. долларов США, тогда как экономический эффект от предотвращения дорожно-транспортных происшествий - в 15, 05 млн. долларов.

Г-н Зауманис уверен: о необходимости шипов в условиях латвийской зимы в числе прочего говорит тот факт, что даже сами предприятия по содержанию дорог ежегодно закупают для своей техники и легковых машин шипованные покрышки.

Объединение торговцев шинами уже начало сбор подписей: высказаться против запрета на шипованную резину все автолюбители до 1 июня нынешнего года смогут во многих шинных сервисах и торговых точках.