ВОДИТЕЛЬ, НАЖМИ НА ТОРМОЗА
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Депутат областной Думы, начальник Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги Иван Васильев направил депутатский запрос в управление по образованию. Депутат и профессиональный железнодорожник озабочен постоянными ДТП на железнодорожных переездах, которые почти всегда происходят по вине шоферов. Так кто же и где готовит горе - водителей, почему они получают право управлять автомобилем или трактором?
Вопрос депутата - железнодорожника, что называется, не в бровь, а в глаз. Вспоминаю одну из давних и печальных историй. На перегоне Панино - Анна, на ветке, где поезда - то ходят " раз в сутки", ухнул под откос целый грузовой состав. Автор этих строк, тогдашний молодой корреспондент "Коммуны", присутствовал на заседаниях Панинского районного суда, где судили тракториста, виновника крушения поезда. Будучи в стельку пьяным, он заснул за рулем, а трактор вместе с бороной оказался на рельсах. Тракторист "подергал - подергал", а затем отцепил трактор и отправился досыпать. Знаете, что сказал он судье в свое оправдание? "Я не виноватый, он (трактор) меня сам на рельсы вывез".
Кто виноват в этой трагедии - очевидно. Но можно ли было ее предотвратить? Впрочем, и здесь ответ ясен, как день: нельзя. Трудно предугадать на каком именно километре пьяный тракторист завезет свою технику на полотно железной дороги. Безопасность движения, в первую очередь, зависит от уровня цивилизованности как страны, так и ее граждан, от степени подготовленности тех, кто сел за руль или штурвал.
Об этой высокой "материи" вспомнилось потому, что недавняя летняя авария на 408-м километре перегона Кардаил - Байчурово Балашовской дистанции пути Юго-Восточной железной дороги произошла из - за того, что на рельсах оказался...металлический валун, а проще говоря, огромная железная "чушка", весом 500 килограммов.
Увидев эту самую "чушку", машинист поезда N 2013, следовавшего из Кемеровской области на Украину, применил экстренное торможение с подачей песка. Увы, махину груженого состава, весом 5923 тонны так просто не остановишь. В акте расследования ЧП сказано:" В результате наезда стальная отливка прошла под тремя секциями электровоза и двумя вагонами. Она была выбита из - под третьего вагона в сторону четного пути, повредив локомотив и тормозное оборудование подвижного состава. Следы взаимодействия постороннего предмета наблюдались на элементах верхнего строения пути на расстоянии 110 метров". То есть "чушку" волокло по пути еще более ста метров...
В мирное время железная глыба, весом в 500 килограммов вдруг оказалась на рельсах. Прицепив "чушку" к трактору "Беларусь", тракторист пытался волоком протащить ее через переезд. Но трос не выдержал и лопнул, полутонная глыба осталась на рельсах, а тракторист и"сопровождавшие его лица" из близлежащего поселка Пески, увидев поезд, разбежались. Предварительный подсчет ущерба вылился в круглую сумму - более 400 тысяч рублей.
Анализ показывает, что 98 процентов ДТП на железнодорожных переездах происходит по вине водителей. Проезд на запрещающий сигнал светофоров послужил причиной 79,8 процента ДТП, каждое шестое происшествие связано с объездом водителем закрытого шлагбаума.
Статистика говорит и о том, что именно на переездах водители начинают лихачить, пытаясь миновать все запреты. Отмечая эту особенность, нельзя не вспомнить и другую: как правило, наезды происходят на, так называемых, "малодеятельных переездах", то есть там, где движение поездов не является интенсивным. Почему?
Видимо, срабатывает извечная надежда водителей на " авось проскочу". Есть и другой фактор: "малодеятельные переезды" находятся вдали от оживленных магистралей, которых как раз и избегают водители с небольшим стажем и низкой квалификацией. В минувшем году на переездах ЮВЖД произошло 19 наездов, пострадало 9 человек, двое погибли.
- Но на основном пути Москва - Ростов, - говорит старший ревизор службы пути ЮВЖД Кирилл Патрушев, - не было ни одного ДТП. Все они произошли на развязках с низкой интенсивностью движения. Но это - слабое утешение, надо искать пути кардинального снижения ДТП.
На последнем заседании областной комиссии по безопасности движения, состоявшемся 28 октября, заместитель начальника ГИБДД Владимир Шаталов заметил, что в связке - "водитель, машина, дорога", более всего зависит от первого" субъекта", то есть
- человека.
- Подготовка водителей, - сказал полковник Шаталов, - сегодня самое узкое место в обеспечении безопасности движения. В каждом третьем ДТП повинен молодой водитель.
Члены комиссии вспомнили совсем свежий случай: у закрытого на переезде шлагбаума столкнулись... три машины. Один из водителей проявил дисциплинированность, остановился, другой попытался объехать его машину, а третий врезался в того, кто объезжал. Классический пример аварии " на пустом месте". Оказалось, что все три водителя имели стаж...менее одного месяца вождения.
Вот и ставит вопрос депутат
- железнодорожник о том, почему новички садятся за руль, не имея достаточных навыков, зарабатывая опыт на ошибках, попадая в ДТП? По итогам девяти месяцев 2004 года в Воронежской области зарегистрировано 2542 дорожно-транспортных происшествия, что больше к уровню 2003 года на 17, 4 процента. Называя эту цифру, председатель комиссии по безопасности движения, вице-губернатор области Вячеслав Клейменов, заметил:"Состояние безопасности дорожного движения в области значительно хуже, чем в среднем по России".
По мнению специалистов, к этой печальной ситуации во многом привела система подготовки водителей. Сегодня новичков в Воронежской области готовят 177 организаций, только в областном центре их число приближается к сотне. Но сдача экзаменов "с первого захода" составляет всего 73 процента, а в иных районах экзамены выдерживает лишь каждый третий.
- Коммерческие фирмы, которым предоставлена возможность обучать водителей, к этой деятельности не готовы, - подчеркивает начальник ГИБДД Владимир Верзилин. - Не всегда добросовестны и медицинские комиссии. У нас был случай, когда водитель, перенесший серьезную травму головы, во время сдачи экзамена... потерял сознание, а ведь медики выдали ему справку:"годен".
Получить лицензию на подготовку водителей довольно просто. В этом автор этих строк убедился лично, обратившись в отдел лицензий областного управления по образованию. Следуя духу времени, отдел не препятствует любому предпринимателю, пожелавшему готовить водителей. И, если, например, в соседней Липецкой области в системе подготовки участвуют исключительно организации бывшего ДОСААФ, всероссийского общества автолюбителей, учебно-производственный комбинат Минтранса и специализированные ПТУ, то в Воронежской подобное право предоставлено любым "юридическим лицам".
"Они готовят не водителей, - категорически высказался по этому поводу председатель Воронежского областного отделения общества автолюбителей Сергей Тупикин, - а убийц и самоубийц".
Свое эмоциональное суждение Сергей Иванович подтвердил и сухими цифрами. Коммерческие структуры, набирающие группы новичков, закладывают в свою смету минимальные расходы. На первый взгляд, система подготовки водителей у них выглядит предпочтительней, но это лишь ход по умалению своих "официальных" конкурентов.
- В системе подготовки водителей крутятся огромные деньги, - говорит Сергей Тупикин. - За один час практики, курсанты платят по 130 рублей, якобы за бензин. Вот эти неучтенные и не облагаемые налогами "бабки", как раз и крутятся в системе "умасливания" тех, кто принимает экзамены на право вождения автомобиля.
...На Юго-Восточной железной дороге принята целая программа по повышению безопасности движения на переездах. На ремонт переездов дорога, к примеру, в минувшем году выделила 15 миллионов рублей. Но, как видим, есть и другая сторона медали в обеспечении безопасности. Полагаю, что к ней надо внимательно присмотреться и депутатам, и нашему брату - журналисту.